Рецензия на фильм «Викинг» Андрея Кравчука

Год российского кино хранил свой главный козырь до самого конца декабря. За 12 месяцев аудитории успели представить ряд отечественных картин, способных претендовать на звание блокбастера. Но с точки зрения масштабности все они проигрывают «Викингу», новой работе Андрея Кравчука, режиссера вышедшего восемь лет назад «Адмирала».

X век; князья из рода Рюриковичей конфликтуют между собой, один из них, Олег (Кирилл Плетнев), гибнет в результате действий брата Ярополка (Александр Устюгов). Мстить за смерть должен младший брат, незаконнорожденный Владимир (Данила Козловский), но он оказывается чуть более миролюбивым, чем родственники, и ратует за решение проблем без использования холодного оружия. Но обстоятельства сложились так, что Владимир с армией наемников двинулся сперва на Полоцк, затем на Киев, и кровь полилась рекой.

Крови (а также грязи, пота и отвара из мухоморов) в «Викинге» предостаточно. Кроме того, интимных сцен здесь несколько больше, чем в среднестатистической российской картине, и они выглядят довольно смелыми. Ленту Кравчука еще до релиза сравнивали (возможно, не вполне серьезно) с сериалом «Игра престолов». Выясняется, что определенные основания для проведения таких параллелей есть: Средневековье в «Викинге» — не какая-то полусказочная идеализированная эпоха, а жуть и мрак.

Впрочем, создатели картины с одинаковым увлечением снимали не только ужасы, но и красоты. Снег, осыпающийся с елей в зимнем лесу, ладьи, плывущие по Днепру, — здесь есть на что посмотреть. Да даже быт отражен на экране так, что заглядишься, — все благодаря невероятному вниманию к деталям (так ли все было на самом деле — отдельный вопрос; например, диалоги персонажей явно не соответствуют показанной эпохе — впрочем, фраз, которые режут ухо, в них все-таки довольно мало). В общем, «Викинг» — дорогое масштабное зрелище, выдающийся аттракцион. Авторы его, очевидно, выкладывались по полной, не делая скидок на обстоятельства. Хочется также отметить, что создатели «Викинга» более-менее справились с еще одной задачей, казавшейся невыполнимой для современных российских кинематографистов. В фильме есть два довольно любопытных женских характера – это Рогнеда (Александра Бортич) и Ирина (Светлана Ходченкова). Героиня Бортич вообще получилась самым ярким персонажем картины: Александра играет не по эпохе упрямую и своевольную девицу с такой страстью, что за ее судьбу начинаешь переживать больше, чем за главного героя. Ходченковой не за что предъявлять претензии, но героиня ей досталась гораздо более сдержанная и предсказуемая. Рогнеда – олицетворение дикого непримиримого язычества, Ирина – символ смирения и прощения. Все могло бы быть идеально, если бы не подкачала драматургия.

Фильм представляет Владимира не участником страшных событий, не наблюдателем, а самым настоящим героем. Между тем, никакого развития характера тут не наблюдается, героизм у персонажа, видимо, врожденный. Да, обстоятельства складывались так, что на глазах Владимира гибли люди, но сам-то он всегда хотел как лучше! Главный моральный конфликт обнаруживается вне героя: все темные стороны характера сценаристы отдали воеводе Свенельду (Максим Суханов) — тот стоит грозной фигурой на пути князя к свету, подзуживает, а иногда прямо-таки толкает на преступления. В результате Владимир превращается в недоперсонажа, фишку, которая проходит через все необходимые клеточки на игровой доске («Хочу жену, хочу Полоцк, Киев, другую жену, дар божий»), но сама при этом никак не меняется.

И еще один нюанс — авторы «Викинга» предполагают, что у картины есть образовательная ценность: дескать, фильм позволяет зрителю заглянуть в глубины истории родного государства. Именно с этой целью — охватить максимальную аудиторию, в том числе юную, испытывающую тягу к знаниям — картину выпускают в прокат в двух вариантах, 12+ и 18+. Между тем, перед нами, конечно, не статья из справочника по истории и даже не заметка из «Википедии», а миф. Это вполне нормально, ведь речь идет о художественном произведении, но данную деталь все-таки стоит держать в голове.

Поделиться