Рецензия на сериал Дэвида Финчера «Охотник за разумом»

Кирилл Горячок посмотрел новый сериал Netflix «Охотник за разумом», к которому приложил руку Дэвид Финчер, и посчитал путешествие в мир серийных убийц весьма захватывающим.

1977 год. Термин «серийный убийца» отсутствует в криминалистике, а число зверски убитых жертв по всей Америке растет с каждым годом. Но как поймать маньяка, если невозможно понять его образ мысли? Агенты ФБР Билл Тенч (Холт МакКэллани) и его напарник Холден Форд (Джонатан Грофф) пытаются доказать своему боссу, что было бы полезно провести ряд бесед с заключенными убийцами, которые в дальнейшем могли бы пролить свет на еще не раскрытые жестокие преступления. Вскоре эти аудиенции изменят напарников навсегда.

Дэвид Финчер собаку съел на изображении психопатов и убийц разной степени жестокости. Однако «Охотник за разумом» — вовсе не очередная детективная история о выслеживании маньяка, который водит за нос полицию. С условным «Зодиаком» у сериала как раз мало общего. Речь здесь идет о более глобальных вещах — о масштабной реформе в ФБР и криминалистике вообще. Но только формально.

Агенты Билл и Холден треть сериала ездят по далеким штатам с целью обучения новейшим методикам расследования офицеров местной полиции. Но те смотрят на своих преподавателей скептически и отказываются верить в психологию, когда речь идет о маньяках. Для них убийца есть убийца, а такие, как Чарльз Мэнсон — просто воплощения дьявола, которых необходимо немедленно убивать.

Однако напарники уверены в обратном и решают тайком от начальства начать серию встреч с заключенными психопатами-душегубами. И аудиенциям с этими персонажами (к слову, реально существовавшими) отданы лучшие сцены сериала. В отличие, скажем, от Ганнибала Лектера, особо опасные маньяки в «Охотнике за разумом» ведут агентов по следу лишь косвенно. Благодаря общению с ними Билл и Холден начинают лучше понимать мотивы, которые движут преступниками, все еще разгуливающими на свободе.

Истории, которые рассказывают преступники на встречах с агентами, полны не только кровавых подробностей, но и довольно мрачными сценами отношений с родителями. Их роднит неблагополучие и унижения в детстве, поэтому понять, почему они стали такими, нетрудно. Впрочем, Финчер не призывает сочувствовать жестоким убийцам, а лишь подводит к мысли — не виновно ли само общество в том, что такие люди появляются? И как следует поступать с ними? Отвечая на этот вопрос, пожалуй, самый харизматичный маньяк в сериале Эдмунд Кэмпер (Камерон Бриттон) заявил, что на месте властей уничтожил бы себя не задумываясь. И с течением сюжета «Охотник за разумом» становится в большей степени сложным и последовательным размышлением на тему смертной казни, нежели детективным триллером.

Сериал много времени уделяет экспозиции персонажей и Америки 70-х. Герои сериала физически переживают недавние политические события: Уотергейт, Вьетнам, расстрелы митингующих студентов. И чем глубже они погружаются в жизнь маньяков, тем отчетливее осознают проблемы в собственной. И эту растерянность актеры МакКэллани и Грофф органично передают зрителю. Все накопленные агентами профессиональные знания и нравственные категории рассыпаются в пух и прах в тот момент, когда Кэмпер с интеллигентной улыбкой пересказывает, как отрезал голову своей матери. Обращаясь к жуткому и иррациональному сознанию убийц, напарники еще и ищут ключ к пониманию самих себя и окружающих их событий. Но ответы не будут обнадеживающими.

В «Охотнике за разумом» Финчер избрал мрачную и серую тональность. От эпизода к эпизоду сериал рисует новые преступления, одни из которых будут раскрыты, а другие так и останутся городскими легендами. Финчер вновь играет на интересе аудитории к насилию, психическим отклонениям и мрачной стороне человеческой натуры, чтобы, в конце концов, подвести зрителя к вопросу — чем он так уж отличается от Кэмпера и ему подобных?

Поделиться