Спецэффектами для «Великана» занималась студия Питера Джексона, при этом с ним вас связывают и другие общие проекты. Расскажите про ваши отношения с Джексоном.
Заочно я знаю Питера очень давно. Он был моим протеже, я рекомендовал его в качестве режиссера «Страшил» моему другу Бобу Земекису. Но у меня не было возможности с ним встретиться лично до того момента, как мне выпала честь вручать премию «Оскар» за «Лучший фильм». Помню, как я открываю конверт, а там написано: «Властелин Колец. Возвращение короля». Так и произошла наша первая встреча: на сцене, перед миллионами зрителей, я вручил приз ему и Фрэн (Сценарист и жена Питера Джексона, Фрэн Уолш. — Прим. ред.). Потом за сценой, в пресс-руме, мы втроем начали говорить про кино. Точнее, вдвоем, потому что Фрэн, получив «Оскар», была в таком шоке, что просто не могла говорить. Именно тогда мы подружились, и вскоре начали работать вместе. И поняли, что нам обоим интересна история Тинтина.
Это похоже на то, какой тандем у вас сложился с Майклом Крайтоном на «Парке Юрского периода»?
«Парк Юрского периода» — это, в первую очередь, идея Майкла.
Речь о визуальном решении.
В этом плане у Питера передо мной есть большое преимущество: ему принадлежит компания, специализирующаяся на спецэффектах, на которой были сделаны потрясающие фильмы: «Кинг Конг», «Властелин колец», «Хоббит», «Планета обезьян», «Тинтин» и вот сейчас «Большой и добрый великан».
Как продвигаются дела со следующим «Тинтином»?
Всего мы задумали три проекта про него. Третий пока не анонсирован. Мы работаем над сценарием второго, он почти закончен. Питер будет режиссером, я — продюсером. Он долгое время был занят на съемках «Хоббита», а теперь работает с моей компанией над одним новым, пока секретным проектом. Закончив его, мы приступим вплотную к «Тинтину».
В какой-то мере «Большой и добрый великан» — фильм об одиночестве. И эта тема так или иначе присутствует в большинстве ваших картин.
Одиночество — это то, что мне знакомо. Это то, от чего я всегда пытался убежать. Конечно, глобально это было до того, как у меня появилась семья и дети. Но буквально вчера я чувствовал себя одиноким и думал, что мне было так легко рассказать историю про Великана, потому что я пришел из той же страны, что и он. У меня нет дерзости, отваги Софи, которая способна отругать существо высотой в 25 футов. Эта история двух сирот, потому что Великан, по сути, одинокий мальчик, которого обижают его же братья. А Софи потеряла родителей в результате трагических событий. Герои встречаются и защищают жизнь на Земле. В этом суть фильма.
Вы нашли для роли Софи потрясающую девочку, но перед этим, очевидно, пересмотрели огромное количество детей. Это сложный процесс? Как вы принимаете решение, когда видите нужного человека?
Стараюсь поменьше думать. Потому что когда долго размышляю, то обычно принимаю неверное решение. Я полагаюсь на интуицию, и когда вижу того, кто мне нужен — это как толчок. Я могу ошибаться, но чаще мне везет, и я делаю правильный выбор.
Иллюстрации Квентина Блейка из классического британского издания книги Роальда Даля знакомы каждому английскому ребенку. Вы использовали ли вы их при создания фильма?
Нет, мы старались от них держаться в стороне. Я обожаю эти иллюстрации, я читал книгу своим детям и мы подолгу их рассматривали вместе. Но мне важно было, чтобы визуальная составляющая фильма была моей, так что я сам придумал образы великанов и атмосферу.
Это очень заметно: фильм существенно отличается от книги — и по тону, и по образам персонажей.
Я и не планировал полностью ей соответствовать. Я никогда не встречался ни с кем из семьи Даля, ни с детьми, ни с правнуками, и ничего о них не знаю. Работа велась исключительно с книгой. Поэтому у меня в голове не было готового образа, какой должна быть Софи. Но когда я увидел Руби (Барнхилл. — Прим. ред.), услышал, как она читает... Она была такой честной, такой естественной, что я пригласил ее в Германию, где я в тот момент снимал «Шпионский мост». Там мы впервые встретились.
Вы не переживаете, как ваш фильм будет воспринят критиками?
Мне нравится, когда зрители обсуждают, спорят о моих фильмах. В Каннах состоялся первый показ «Великана» — тогда его посмотрело две тысячи человек. И эти две тысячи человек увидели две тысячи разных фильмов. Так происходит всегда. Зрители адаптируют кино под свое личное восприятие, каждый видит в одной и той же картине что-то свое. И это потрясающе! Аудитория на самом деле является существенной частью процесса создания истории. Людям нравятся ленты, в которых они могут увидеть себя, идентифицировать себя с героями и дополнить сюжет собственными эмоциями. Мы говорим с экраном, и экран говорит с нами.
Питер Джексон, Джеймс Кэмерон и вы все время создаете новые технологии съемок. Как вы относитесь, скажем, к 48 кадрам в секунду?
Я не большой поклонник высокой частоты кадров, потому что в этом случае фильмы не выглядят, как фильмы. Они напоминают гиперреалистичные документальные съемки, а я всегда пытаюсь сбежать от реальности. Я не хожу в кино для того, чтобы продублировать окружающий меня мир. Я смотрю фильм на пленке и вижу, как движется «зерно», суть кино. Пленка исчезает, как динозавры, и мне будет ее не хватать, потому что вместе с ней уходит великое искусство. Но я считаю, что нужно обязательно пробовать новые технологии: мой следующий фильм будет в духе виртуальной реальности, мне кажется, что это отличный способ рассказывать истории. Сейчас критики ругают применение этой технологии в кино, но мне кажется, за ней будущее.
Не возникала когда-нибудь мысль присоединится к созданию «Звездных войн»?
Я немного работал над третьим эпизодом с Джорджем Лукасом. И я ему как-то сказал: «Джордж, ты снимаешь фильмы, действия которых происходят в космосе. А я снимаю те, в которых космос приходит на Землю. В этом различие между нами». (Смеется.)
Вам сейчас семьдесят лет. Скажите, насколько возраст влияет на работу? Изменился ли со временем ваш подход к созданию фильмов? Каково это — так долго и плодотворно работать? Как вы держите форму?
Я просто продолжаю делать свое дело. Просто встаю каждое утро, чтобы работать, так же, как делал мой отец, который изобрел компьютер в 1950-м. Я не думаю об этом. Просыпаюсь, включаю по утрам CNN, слушаю новости про траффик и отправляюсь придумывать новые фантастические миры.
В «Большом и добром великане» действуют герои, но сейчас в Голливуде больше популярны супергерои. Какая, по-вашему, разница между героями и супергероями в кино?
Героем может быть обычный человек. Он просто идет по улице, видит аварию и спасает жизнь незнакомого человека, вытаскивая его из машины до того, как она взорвется. Вот герой. Супергерой может делать те же самые вещи, только он прилетает, вытряхивает пассажира из машины и задувает огонь. Вот и вся разница. Я предпочитаю героев.
Почему?
Потому что я могу себя с ними отождествлять. Они более реальные.
Но вы говорите, что постоянно пытаетесь сбежать от реальности. Супергерои помогают это сделать.
Я никогда не был большим фанатом супергероев. Мне нравятся сильные персонажи, которые чуть лучше нас и живут в нашем мире. А не такие, которые способны спасти кому-то жизнь, только переодевшись. Но некоторые конкретные фильмы мне нравятся: франшиза про Супермена, «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, первый «Бэтмен» Тима Бертона. Я люблю и первого «Железного Человека» — он потрясающий. Но картин про супергероев так много, у меня просто кружится от них голова: смотрю новый фильм, и кажется, что я его уже видел только месяц назад.
Сегодня оптимизм в кино — скорее, редкость. Даже фэнтези стали более мрачными. Как думаете, что произошло?
Я не знаю, почему. Могу говорить только про себя. Я не люблю мрачность. Мой самый любимый фильм про супергероев — «Стражи Галактики», там потрясающий главный персонаж: оптимист, не циник. Он не принимает вещи всерьез. И я думаю, что в нашем фильме тоже нет цинизма. Я надеюсь. Сейчас в мире его и так слишком много. И я вижу большие различия в том, как сейчас думают люди, как высказывают свое мнение, с тем, как это происходило во времена моей молодости.
Ваши фильмы полны человечности. А что последнее время тронуло вас, заставило расчувствоваться?
«Сын Саула» тронул мое сердце. Эта лента получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и Гран-при в Каннах в прошлом году. Я посмотрел его, а после случайно познакомился с режиссером, Ласло Немешем, встретил его на ланче, пригласил его к себе к офис, и мы там проговорили еще два часа. Потрясающий режиссер.
Не планируете поработать с ним?
Как раз сейчас я думаю об этом.
А вы смотрите фильмы режиссеров, в творчестве которых чувствуется большое ваше влияние? Джей Джей Абрамса, например?
Я тянусь к людям, которые снимают по-другому, не так, как я. Потому что я могу у них чему-то поучиться. Джей Джею было пятнадцать лет, он был моим студентом, когда мы познакомились с ним. И все это время мы всегда с ним были очень близки. С ума сойти, как много времени прошло. С ума сойти, какой я старый. (Смеется.)
Стивен Спилберг: «Я всегда пытался убежать от одиночества»
Накануне выхода «Большого и доброго великана», «Киномания» встретилась с режиссером ленты Стивеном Спилбергом, чтобы узнать, как он относится к современным технологиям съемки и мрачному кино про супергероев.
30 ИЮНЯ 2016
Текст: Мария Мухина

Далее по теме

Комикс дня. Джеймс Ганн сообщил, что Мэтт Ривз завершит работу над сценарием «Бэтмена 2» «в ближайшее время»
В интервью Entertainment Weekly генеральный содиректор DC Studios Джеймс Ганн среди прочего обновил информацию о «Бэтмене 2» Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном. Сиквел, который уже практически превратился в долгострой (Паттинсон даже успел пошутить по этому поводу), всё-таки состоится: Ганн заявил, что Ривз близок к тому, что поставить точку в сценарии. Глава DC Studios развеял слухи о том, что с «Бэтменом» Ривза/Паттинсона можно распрощаться: То, что делает Мэтт, по-прежнему очень важно, кто бы ни говорил обратное. Мы рассчитываем увидеть сценарий в ближайшее время, жду его с нетерпением. «Бэтмен» Ривза увидел свет в 2022 году. Премьера «Бэтмена 2» должна состояться 1 октября 2027 года — через 5 после выхода первого фильма. В бэтмениане Кристофера Нолана вторая часть — «Тёмный рыцарь» (2008) — была выпущена через три года после первой, «Бэтмен: Начало» (2005). Между «Бэтменом» (1989) Тима Бёртона и сиквелом «Бэтмен возвращается» (1992) тоже прошло три года, а в Снайдерверсе первый и второй фильмы с Бэтменом вообще вышли один за другим, в 2016-м и 2017-м. Кроме того, Ганн заявил, что уже пишется сценарий новой «Чудо-женщины», уточнив, что полнометражный сольный фильм не будет иметь отношения к ранее анонсированному сериалу про амазонок «Потерянный рай», работа над которым «продвигается медленно, но всё-таки продвигается». Глава DC Studios не сообщил, кто именно занимается сценарием полного метра. Претенденток на роль Дианы студия тоже пока не называет (если они вообще есть). Напомним, что Ганн в конце 2022 года решил свернуть производство триквела «Чудо-женщины» с Галь Гадот, сжигая последние мосты между новой киновселенной DC и Снайдерверсом.
12 ИЮНЯ

Правило дня. Марк Хэмилл рассказал о правиле, которое соблюдалось в старой трилогии «Звёздных войн» и было нарушено в новой
На днях в эфире шоу TODAY Марк Хэмилл в очередной раз вспомнил прославившую его классическую трилогию «Звёздных войн» — и среди прочего упомянул правило, которое Джордж Лукас неукоснительно соблюдал в старых фильмах и которое было нарушено в новых. Хэмилл отметил, что у Лукаса было чёткое представление о целевой аудитории «Звёздных войн» — исходя из этого представления, он избегал слишком серьёзной интонации в первой трилогии: На съёмках третьего фильма я жаловался на какие-то вещи, говорил: «Люк потерял руку, у него чёрная перчатка теперь, и разве мы не должны уделить больше внимания его борьбе с соблазном перейти на тёмную сторону Силы?» На это Джордж мне ответил: «Марк, это [кино] для детей». Именно поэтому он никогда не думал о том, чтобы убить кого-то из главных героев. А в новых фильмах нас отправили на тот свет одного за другим. Правило Лукаса, согласно которому три главных персонажа «Звёздных войн» — Люк Скайуокер, Лея Органа и Хан Соло — должны оставаться в живых, действительно было нарушено в трилогии сиквелов: Хана убили в седьмом эпизоде («Пробуждение Силы»), Люка — в восьмом («Последние джедаи»), Лею — в девятом («Скайуокер. Восход»).
11 ИЮНЯ

Цитата дня. Ридли Скотт — о «Чужом»: «Франшиза умерла после четвёртого фильма»
Всего несколько лет назад Ридли Скотт намекал, что у него полно идей для франшизы «Чужой», но только что стало известно, что теперь серия будет развиваться без участия режиссёра, подарившего жизнь ксеноморфам в далёком 1979-м. Об этом в интервью ScreenRant заявил сам Скотт, отметив, что уже «сделал достаточно». Попутно сэр Ридли углубился в историю франшизы и дал оценку фильмам, которые в неё входят: Полагаю, чувство, что [франшиза] умерла, появилось у меня после четвёртого фильма. Считаю, что мой фильм был чертовски хорош, и фильм Джима [Кэмерона] был хорош, но, должен сказать, остальные были не очень хороши. И я подумал: «Твою мать, это же конец франшизы, которая должна была стать такой же важной, как чёртовы “Звёздный путь” и “Звёздные войны”, которые я считаю феноменальными. По крайней мере, первый фильм Джорджа [Лукаса] был основополагающим — настолько же, насколько и “2001: Космическая одиссея”». Для меня они были важны в плане языка кино и того, куда двигаться дальше. И вот почти через год после «Звёздных войн» мне предложили «Чужого». <…> А поскольку дизайнерство у меня в крови, это часть моей ДНК, я просто знал, что с этим нужно делать. При этом я был пятым, чёрт возьми, кандидатом! Бог его знает, почему «Чужого» предложили Роберту Олтману. Олтман ответил: «Вы шутите? Я не буду это снимать». А я ответил: «Вы шутите? Я должен это снять!» Потому что это было практически как хеви-метал. Я сделал дело, а потом оно умерло. Годы спустя я сказал себе: «Я воскрешу его», и сочинил «Прометея» с нуля, с чистого листа. Мы с Дэймоном Линделофом взяли и выковали «Прометея». История оказалась актуальной, и её хорошо приняли. Зрители действительно хотели большего. Никто не подхватил инициативу, и я взялся за дело ещё раз, сняв «Чужой: Завет», и он тоже сработал. Так что думаю, что сделал уже достаточно, чтобы добиться нынешнего результата, и надеюсь, что [франшиза] будет развиваться и дальше. Ридли Скотт также был консультантом и продюсером фильма 2024 года «Чужой: Ромул» и выступил в качестве исполнительного продюсера сериала «Чужой: Земля», который стартует на платформе Hulu 12 августа.
5 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Молодость, VHS и DeepFake в мокьюментари «Ровесник»
15 ИЮНЯ

Вулкан удачи, телешоу 1980-х и парик Уолтона Гоггинса в «Как стать миллионером»
12 ИЮНЯ

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ