Спецэффектами для «Великана» занималась студия Питера Джексона, при этом с ним вас связывают и другие общие проекты. Расскажите про ваши отношения с Джексоном.
Заочно я знаю Питера очень давно. Он был моим протеже, я рекомендовал его в качестве режиссера «Страшил» моему другу Бобу Земекису. Но у меня не было возможности с ним встретиться лично до того момента, как мне выпала честь вручать премию «Оскар» за «Лучший фильм». Помню, как я открываю конверт, а там написано: «Властелин Колец. Возвращение короля». Так и произошла наша первая встреча: на сцене, перед миллионами зрителей, я вручил приз ему и Фрэн (Сценарист и жена Питера Джексона, Фрэн Уолш. — Прим. ред.). Потом за сценой, в пресс-руме, мы втроем начали говорить про кино. Точнее, вдвоем, потому что Фрэн, получив «Оскар», была в таком шоке, что просто не могла говорить. Именно тогда мы подружились, и вскоре начали работать вместе. И поняли, что нам обоим интересна история Тинтина.
Это похоже на то, какой тандем у вас сложился с Майклом Крайтоном на «Парке Юрского периода»?
«Парк Юрского периода» — это, в первую очередь, идея Майкла.
Речь о визуальном решении.
В этом плане у Питера передо мной есть большое преимущество: ему принадлежит компания, специализирующаяся на спецэффектах, на которой были сделаны потрясающие фильмы: «Кинг Конг», «Властелин колец», «Хоббит», «Планета обезьян», «Тинтин» и вот сейчас «Большой и добрый великан».
Как продвигаются дела со следующим «Тинтином»?
Всего мы задумали три проекта про него. Третий пока не анонсирован. Мы работаем над сценарием второго, он почти закончен. Питер будет режиссером, я — продюсером. Он долгое время был занят на съемках «Хоббита», а теперь работает с моей компанией над одним новым, пока секретным проектом. Закончив его, мы приступим вплотную к «Тинтину».
В какой-то мере «Большой и добрый великан» — фильм об одиночестве. И эта тема так или иначе присутствует в большинстве ваших картин.
Одиночество — это то, что мне знакомо. Это то, от чего я всегда пытался убежать. Конечно, глобально это было до того, как у меня появилась семья и дети. Но буквально вчера я чувствовал себя одиноким и думал, что мне было так легко рассказать историю про Великана, потому что я пришел из той же страны, что и он. У меня нет дерзости, отваги Софи, которая способна отругать существо высотой в 25 футов. Эта история двух сирот, потому что Великан, по сути, одинокий мальчик, которого обижают его же братья. А Софи потеряла родителей в результате трагических событий. Герои встречаются и защищают жизнь на Земле. В этом суть фильма.
Вы нашли для роли Софи потрясающую девочку, но перед этим, очевидно, пересмотрели огромное количество детей. Это сложный процесс? Как вы принимаете решение, когда видите нужного человека?
Стараюсь поменьше думать. Потому что когда долго размышляю, то обычно принимаю неверное решение. Я полагаюсь на интуицию, и когда вижу того, кто мне нужен — это как толчок. Я могу ошибаться, но чаще мне везет, и я делаю правильный выбор.
Иллюстрации Квентина Блейка из классического британского издания книги Роальда Даля знакомы каждому английскому ребенку. Вы использовали ли вы их при создания фильма?
Нет, мы старались от них держаться в стороне. Я обожаю эти иллюстрации, я читал книгу своим детям и мы подолгу их рассматривали вместе. Но мне важно было, чтобы визуальная составляющая фильма была моей, так что я сам придумал образы великанов и атмосферу.
Это очень заметно: фильм существенно отличается от книги — и по тону, и по образам персонажей.
Я и не планировал полностью ей соответствовать. Я никогда не встречался ни с кем из семьи Даля, ни с детьми, ни с правнуками, и ничего о них не знаю. Работа велась исключительно с книгой. Поэтому у меня в голове не было готового образа, какой должна быть Софи. Но когда я увидел Руби (Барнхилл. — Прим. ред.), услышал, как она читает... Она была такой честной, такой естественной, что я пригласил ее в Германию, где я в тот момент снимал «Шпионский мост». Там мы впервые встретились.
Вы не переживаете, как ваш фильм будет воспринят критиками?
Мне нравится, когда зрители обсуждают, спорят о моих фильмах. В Каннах состоялся первый показ «Великана» — тогда его посмотрело две тысячи человек. И эти две тысячи человек увидели две тысячи разных фильмов. Так происходит всегда. Зрители адаптируют кино под свое личное восприятие, каждый видит в одной и той же картине что-то свое. И это потрясающе! Аудитория на самом деле является существенной частью процесса создания истории. Людям нравятся ленты, в которых они могут увидеть себя, идентифицировать себя с героями и дополнить сюжет собственными эмоциями. Мы говорим с экраном, и экран говорит с нами.
Питер Джексон, Джеймс Кэмерон и вы все время создаете новые технологии съемок. Как вы относитесь, скажем, к 48 кадрам в секунду?
Я не большой поклонник высокой частоты кадров, потому что в этом случае фильмы не выглядят, как фильмы. Они напоминают гиперреалистичные документальные съемки, а я всегда пытаюсь сбежать от реальности. Я не хожу в кино для того, чтобы продублировать окружающий меня мир. Я смотрю фильм на пленке и вижу, как движется «зерно», суть кино. Пленка исчезает, как динозавры, и мне будет ее не хватать, потому что вместе с ней уходит великое искусство. Но я считаю, что нужно обязательно пробовать новые технологии: мой следующий фильм будет в духе виртуальной реальности, мне кажется, что это отличный способ рассказывать истории. Сейчас критики ругают применение этой технологии в кино, но мне кажется, за ней будущее.
Не возникала когда-нибудь мысль присоединится к созданию «Звездных войн»?
Я немного работал над третьим эпизодом с Джорджем Лукасом. И я ему как-то сказал: «Джордж, ты снимаешь фильмы, действия которых происходят в космосе. А я снимаю те, в которых космос приходит на Землю. В этом различие между нами». (Смеется.)
Вам сейчас семьдесят лет. Скажите, насколько возраст влияет на работу? Изменился ли со временем ваш подход к созданию фильмов? Каково это — так долго и плодотворно работать? Как вы держите форму?
Я просто продолжаю делать свое дело. Просто встаю каждое утро, чтобы работать, так же, как делал мой отец, который изобрел компьютер в 1950-м. Я не думаю об этом. Просыпаюсь, включаю по утрам CNN, слушаю новости про траффик и отправляюсь придумывать новые фантастические миры.
В «Большом и добром великане» действуют герои, но сейчас в Голливуде больше популярны супергерои. Какая, по-вашему, разница между героями и супергероями в кино?
Героем может быть обычный человек. Он просто идет по улице, видит аварию и спасает жизнь незнакомого человека, вытаскивая его из машины до того, как она взорвется. Вот герой. Супергерой может делать те же самые вещи, только он прилетает, вытряхивает пассажира из машины и задувает огонь. Вот и вся разница. Я предпочитаю героев.
Почему?
Потому что я могу себя с ними отождествлять. Они более реальные.
Но вы говорите, что постоянно пытаетесь сбежать от реальности. Супергерои помогают это сделать.
Я никогда не был большим фанатом супергероев. Мне нравятся сильные персонажи, которые чуть лучше нас и живут в нашем мире. А не такие, которые способны спасти кому-то жизнь, только переодевшись. Но некоторые конкретные фильмы мне нравятся: франшиза про Супермена, «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, первый «Бэтмен» Тима Бертона. Я люблю и первого «Железного Человека» — он потрясающий. Но картин про супергероев так много, у меня просто кружится от них голова: смотрю новый фильм, и кажется, что я его уже видел только месяц назад.
Сегодня оптимизм в кино — скорее, редкость. Даже фэнтези стали более мрачными. Как думаете, что произошло?
Я не знаю, почему. Могу говорить только про себя. Я не люблю мрачность. Мой самый любимый фильм про супергероев — «Стражи Галактики», там потрясающий главный персонаж: оптимист, не циник. Он не принимает вещи всерьез. И я думаю, что в нашем фильме тоже нет цинизма. Я надеюсь. Сейчас в мире его и так слишком много. И я вижу большие различия в том, как сейчас думают люди, как высказывают свое мнение, с тем, как это происходило во времена моей молодости.
Ваши фильмы полны человечности. А что последнее время тронуло вас, заставило расчувствоваться?
«Сын Саула» тронул мое сердце. Эта лента получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и Гран-при в Каннах в прошлом году. Я посмотрел его, а после случайно познакомился с режиссером, Ласло Немешем, встретил его на ланче, пригласил его к себе к офис, и мы там проговорили еще два часа. Потрясающий режиссер.
Не планируете поработать с ним?
Как раз сейчас я думаю об этом.
А вы смотрите фильмы режиссеров, в творчестве которых чувствуется большое ваше влияние? Джей Джей Абрамса, например?
Я тянусь к людям, которые снимают по-другому, не так, как я. Потому что я могу у них чему-то поучиться. Джей Джею было пятнадцать лет, он был моим студентом, когда мы познакомились с ним. И все это время мы всегда с ним были очень близки. С ума сойти, как много времени прошло. С ума сойти, какой я старый. (Смеется.)
Стивен Спилберг: «Я всегда пытался убежать от одиночества»
Накануне выхода «Большого и доброго великана», «Киномания» встретилась с режиссером ленты Стивеном Спилбергом, чтобы узнать, как он относится к современным технологиям съемки и мрачному кино про супергероев.
30 ИЮНЯ 2016
Текст: Мария Мухина

Далее по теме

Цитата дня. Иэн МакДермид — о потомстве Палпатина: «Трудно представить, что у этого монстра был секс»
В недавнем интервью Variety Иэн МакДермид рассказал о своей реакции на критику возвращения в «Звёздные войны» Шива Палпатина. Напомним, что Император Галактики неожиданно восстал из мёртвых в девятом эпизоде саги «Скайуокер. Восход», что усугубило и без того в целом негативную реакцию фанатов на фильм. МакДермид, как выяснилось, не обратил на весь этот информационный шум особого внимания, да и вообще 80-летний актёр, по его словам, на интернет время не тратит: «Ну, всегда ведь найдётся что-то такое, верно? Я не читаю всё это и не сижу в сети. Так что до меня что-то может дойти, только если кто-то об этом расскажет. Я предполагал, что возвращение [Палпатина] вызовет какой-то шум. Но моя логика и логика Палпатина выглядит вполне разумной. Этот человек был чудовищно изувечен и наверняка предполагал, что с ним может произойти подобное, а поэтому нужен план Б. Мне понравилась идея, что он может вернуться и стать ещё более могущественным, чем раньше. И на этот раз его придётся полностью уничтожить. Так что, полагаю, теперь он мёртв». Также МакДермид прокомментировал тот факт, что Рей оказалась внучкой Палпатина по отцу, что означает, что Дарт Сидиус в какой-то момент должен был обзавестись сыном: «Это никогда не обсуждалось. Так что мне пришлось додумывать всю эту историю самому. В “Скрытой угрозе” в связи с рождением Энакина упоминались мидихлорианы. Джордж [Лукас] не хотел вдаваться в подробности, и мы решили, что речь идёт о чём-то вроде непорочного зачатия, хотя так говорить вряд ли следует, потому что, видит Бог, можно столкнуться со всевозможными последствиями. Но люди всё же задают неудобный вопрос: “У этого ужасного монстра вообще был секс?” И мы на самом деле не знаем ответа — но, конечно же, лучше уж представить себе что-то на тему жизни из пробирки, чем ужасную картину того, как это чудовище вступает с кем-либо в сексуальный контакт». Тем временем «Звёздные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов», выпущенные на прошлой неделе в повторный американский прокат по случаю своего 20-летия, делают отличные сборы: в минувший уикенд фильм собрал $25,5 млн и оккупировал второе место в топе, обойдя, например, «Расплату 2» (3 строчка, $24,5 млн). За пределами Северной Америки «Месть ситхов» тоже выступила отлично: заработала $17 миллионов и, обойдя новые релизы, заняла первое место в Германии, Норвегии, Чили и Боливии.
29 АПРЕЛЯ

Цитата дня. Стивен Спилберг назвал «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы «величайшим американским фильмом в истории»
Фрэнсис Форд Коппола в минувшие выходные удостоился почётной награды Американского института киноискусства, присуждаемой за достижения всей жизни. Пятиконечную звезду на постаменте (так выглядит приз) режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня» получил из рук Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Спилберг во время презентации назвал Копполу (два выдающихся режиссёра знают друг друга более полувека — с 1967 года) «воином среди независимых художников», всегда отстаивающим их интересы, и отметил его бесстрашие в открытости новым идеям. Также режиссёр «Инопланетянина» и «Списка Шиндлера» поделился своими впечатлениями от «Крёстного отца»: «Для меня “Крёстный отец” — величайший американский фильм из когда-либо созданных. Многие художники получают признание друг от друга за то, что они создают на бумаге, холсте и экране, но аплодисменты вам, Фрэнсис, исходят от другой аудитории. Когда мы молоды, мы гордимся родителями, затем — друзьями, после — коллегами и, наконец, равными себе. Но вам, сэр, нет равных. Опираясь на достижения прошлого, вы сформировали канон американского кино, тем самым вдохновив целое поколение авторов, которые делали всё, чтобы вы гордились их творчеством, гордились нашим творчеством, и я всегда буду желать, чтобы вы гордились тем, что делаю я». Лукас тоже познакомился с Копполой в конце 1960-х — будущий создатель «Звёздных войн» ходил за старшим товарищем по пятам, когда тот снимал «Радугу Финиана»: «Мне было 22, когда он научил меня не бояться спрыгнуть со скалы. И я сохранил это чувство на всю жизнь, хотя и не смог подняться так же высоко, как он». В своей благодарственной речи 86-летний Коппола не говорил о кинематографе, вместо этого уделив внимание людям и местам, которые повлияли на него и оставили след в его жизни, превратившись в воспоминания: «Кто-то из них приветственно машет мне рукой или посылает воздушный поцелуй. Это отзывается в моём сердце. Это лица, которые я знал и любил. Кого-то я побаивался. Были те, кто помогал и подбадривал в трудную минуту. И те, кто, как я чувствовал, меня обидел, но у них были свои причины, и я прощаю им снова и снова, потому что понял, что единственный человек, которого действительно невозможно простить, это ты сам».
27 АПРЕЛЯ

Экранизация дня. Сценарист «Траффика» Стивен Гэйган адаптирует новый роман Джеймса Паттерсона, автора книг об Алексе Кроссе
Студия Amazon MGM обзавелась правами на экранизацию нового романа Джеймса Паттерсона «Billion-Dollar Ransom» («Выкуп в один миллиард долларов»), написанного в соавторстве с Дуэйном Сверчински. В сценарий полнометражного экшен-триллера книгу превратит сценарист «Траффика» и режиссёр «Сирианы» Стивен Гэйган. Среди продюсеров замечен Мэтт Ривз, режиссёр «Монстро», «Бэтмена» и франшизы «Планета обезьян». По названию романа, опубликованного в сентябре прошлого года, нетрудно догадаться, что это история о похищении — причём сразу пяти людей (в разных местах, но в одно время). Все пятеро похищенных — члены семьи миллиардера, и преступники требуют за них невообразимый выкуп в один миллиард долларов. Для Паттерсона сотрудничество с Amazon — дело привычное: в ноябре прошлого года на Prime Video вышел сериал «Кросс» по самому известному детективному циклу писателя. «Кросс» показал отличный старт, набрав, по данным Nielsen, 1,36 млрд минут просмотров за первые четыре дня показа.
22 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы
29 АПРЕЛЯ

Драки, погони и казни преступников в корейском экшене «Мститель: Игра на выживание»
30 АПРЕЛЯ, 16:46

Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
27 АПРЕЛЯ

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса
28 АПРЕЛЯ