1951 год, Австралия. Миртл Даннэдж (Кейт Уинслет) высаживается на автостанции крохотного городишка Дунгатар. В руках у нее короб со швейной машинкой Singer и портсигар. Затянувшись сигаретой, роскошная женщина в изысканном платье сообщает родной сонной провинции, заставляющей вспомнить про вестерны о Диком Западе, что она вернулась. Ничего хорошего, понятно, ждать уже не стоит.
Давным-давно юную Миртл изгнали из города за убийство сынка мэра. На чужбине девушка обучилась портняжному ремеслу, объехала весь мир и прониклась духом парижской высокой моды. Родная мать, известная в городе, как Чокнутая Молли (Джуди Дэвис), отказывается признавать дочь. Миртл же отмывает ворчливую старуху, наводит порядок в доме и предлагает местным услуги портнихи, одевая их в платья невиданной для Дунгатара дерзости и изящества. Парни не могут оторвать взгляд от роковой портнихи, а счастливые обладательницы нарядов живут новой жизнью. Угрюмая же часть городской общины продолжает перешептываться: «Убийца вернулась».
«Месть от кутюр» — громкий литературный дебют австралийки Розали Хэм. Книга не добралась до топовых наград англоязычной прозы, но на родине отметилась попаданием в несколько престижных шорт-листов и трижды фигурировала в ежегодных рекомендательных списках для студентов. В середине нулевых к писательнице выстроилась очередь просящих продать права на экранизацию. Хэм предпочла иметь дело со своей школьной подругой, продюсером Сью Мэслин, которая, в свою очередь, уговорила взяться за проект соотечественницу Джослин Мурхаус.
Для Мурхаус «Месть от кутюр» очень символический проект. Она резво стартовала в 1991 году драмедией с Хьюго Уивингом и Расселом Кроу «Доказательство» (приз в Каннах за лучший дебют и россыпь национальных премий), переехала в Голливуд, где сняла две респектабельные дамские драмы «Лоскутное одеяло» и «Тысяча акров», и ушла в тень своего мужа П.Дж. Хогана.
Между «Тысячью акров» и «Местью от кутюр» уместилось почти двадцать лет — достаточный промежуток, чтобы говорить о потере режиссерской формы. Ради новой работы Мурхаус, как и ее героине, пришлось вернуться на родину, чтобы также, буквально с первых кадров фильма, заявить о себе с позиции силы. То, что «руки помнят», очевидно. Мурхаус выстраивает кадр с дотошностью и остроумием, достойным Тима Бертона (ну хорошо, позднего Тима Бертона), и подбирает единственно верные типажи дремучих горожан.
По всем вводным данным «Месть от кутюр» должна была стать единоличным бенефисом гранд-дамы проекта Кейт Уинслет — большой драматической актрисы, идущей — считаем только «оскаровские» номинации — практически по графику Мэрил Стрип (та к 41 году восемь раз добиралась до шорт-листа Киноакадемии, Уинслет — семь). Материал предполагал не столько «чистое сияние» ее актерского таланта, но вскрытие новых резервов Кейт, нечасто проверяющей себя в комедийном амплуа.
Получилось негладко. В первой половине, где Мурхаус до пола топит педаль эксцентрики, а сам фильм идет по рельсам «Человека с бульвара Капуцинов» (есть даже свой «мистер Секонд», точнее мисс), Уинслет в основном работает своим экстерьером (тоже выдающимся) и честно объясняет, почему в ее обширной фильмографии не наберется и пяти комедийных ролей. Но по ходу «книжной» истории, когда из деревенского гротеска прорастает едва ли не магический реализм с обязательной сельской драмой, персонаж Миртл Даннэдж получает необходимую Уинслет глубину, где она начинает работать на привычных драматических мощностях.
Некоторый дисбаланс роли картине, определенно, не вредит. Режиссерский замысел показать чужеродность главной героини в глубинной провинции, как минимум, никто не отменял. Австралийская киноакадемия тоже оценила класс актрисы, отметив ее работу своей высшей наградой. Пока Уинслет «плавает» в роли «роковухи», за нее работают опытные художники-постановщики — Роджер Форд («Бэйб: Четвероногий малыш», «Хроники Нарнии») и Люсинда Томсон («Там, где живут чудовища» и два первых «Гарри Поттера») — и блистательный актерский ансамбль. Джуди Дэвис, рискованно состарившись для фильма, блистательно перевоплощается в сумасбродную старуху. Сара Снук снова подтверждает, что в недрах австралийского кинематографа созрела еще одна большая актриса. Хемсворт-младший, кажется, впервые допущен до живой, «человеческой» роли, хотя и вынужден опять светить торсом и бесстыдным голубоглазым взглядом. Впрочем, когда фильм закончится, из всей группы поддержки наверняка запомнится персонаж Хьюго Уивинга — эксцентричный офицер полиции, знающий толк в стразах, перьях и прочей модной мишуре.
Вся эта пестрая компания — Дэвис, Уивингу и костюмеру Томсон киноакадемики зеленого континента тоже выдали по награде — неминуемо утянула бы фильм в легкий жанр, но Мурхаус, вопреки очевидным мелодраматическим коллизиям (семейные проклятия, открытия в генеалогическом древе, неравная любовь), твердой рукой затаскивает «Месть от кутюр» на темную территорию, где неожиданно вступает в дискуссию с великим циником-мизантропом фон Триером, когда-то пославшим городку Догвилль Николь Кидман.
Джослин Мурхаус, в XXI веке предпочитающая Австралии Лос-Анджелес, вернулась домой, обуреваемая не ностальгией по родным местечкам, а с большой фигой в кармане. Ну кто, скажите, ожидал, что улыбчивая австралийская женщина средних лет вывалит на зрителя приговор простому обывателю, матрицу которого не перебить никаким от кутюр.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
-
Еще
- От режиссера
- Похожие фильмы
- Награды
- Постеры
Рецензия на фильм «Месть от кутюр»
В российский прокат выходит австралийская картина «Месть от кутюр» с Кейт Уинслет в главной роли. Дмитрий Гнедич оценил не только очередной бенефис блистательной актрисы, но и неожиданно обнаружил в фильме странный гибрид Тима Бертона и Ларса фон Триера.
5 АВГУСТА 2016
Текст: Дмитрий Гнедич

Далее по теме

Кастинг дня. Эль Фаннинг в «Голодных играх», Кэри Маллиган в «Хрониках Нарнии» и др.
Эль Фаннинг присоединилась к актёрскому ансамблю фильма «Голодные игры: Рассвет Жатвы» — очередного приквела «Голодных игр». Звезда «Неонового демона» сыграет молодую Эффи Тринкет, которая перед 50-ми Голодными играми была стилисткой Хеймитча Эбернети (в основной серии, где Эффи играет Элизабет Бэнкс, она эскорт трибутов Дистрикта 12). В образе молодого Хеймитча предстанет Джозеф Зэйда, президентом Сноу станет Рэйф Файнс. Также в фильме заняты Уитни Пик, Маккенна Грейс, Джесси Племонс, Келвин Харрисон-мл., Майя Хоук, Лили Тейлор и Бен Ван. Поставит приквел штатный режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс. Марк Руффало и Такер Пиллсбери (он же певец Role Model) перевоплотятся в любовников героини Натали Портман в ромкоме Лины Данэм «Хороший секс» (Good Sex), который пойдёт по дорожке, проторенной «Плохой девочкой» и «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки». Главная героиня, запутавшаяся в отношениях с двумя мужчинами (20-летним, с которым у неё бурный роман, и 50-летним, с которым можно построить спокойную семейную жизнь), пытается разобраться в своих чувствах. Кеннет Брана, звезда «Наследников» Хиам Аббасс и Бойд Холбрук сыграют в драме «Искупление» (Atonement), основанной на статье Декстера Филкинса, опубликованной в «Нью-Йоркере» 13 лет назад. В центре сюжета — отставной морпех Лу Лобелло, которого преследуют воспоминания об инциденте во время войны в Ираке, когда под огнём его отряда оказалась семья мирных жителей. Движимый чувством вины, он находит единственную выжившую из этой семьи, чтобы покаяться. Фильм станет полнометражным дебютом Рида Ван Дайка, в 2018 году номинированного на «Оскар» за короткометражку «Начальная школа Де-Калб». Кэри Маллиган пополнила каст новых «Хроник Нарнии» от Netflix — она сыграет маму юного Дигори Кёрка, главного героя повести «Племянник чародея» (первой по внутренней хронологии цикла, приквела «Льва, Колдуньи и платяного шкафа»). Его дядю Эндрю, злого волшебника, изобразит Дэниэл Крэйг, Льва Нарнии Аслана озвучит Мэрил Стрип, а Белой Колдуньей станет Эмма Маки. Поставит фильм Грета Гервиг. Премьера состоится 26 ноября 2026 года. Эндрю Гарфилд заменит Мэттью МакКонахи в исторической драме Пола Гринграсса о восстании Уота Тайлера «Гнев» (The Rage). В картине о крестьянском бунте 1381 года, охватившем Англию, Гарфилд изобразит фермера, возглавившего движение протеста против грабительских налогов и крепостного права. Локальный инцидент быстро перерос в масштабное вооружённое восстание. На Каннском кинорынке фильм только что обзавёлся дистрибьютором — за $11 миллионов права на «Гнев» приобрела студия Focus Features.
21 МАЯ

Утрата дня. Умер Роберт Бентон, режиссёр драмы «Крамер против Крамера»
11 мая в Нью-Йорке скончался Роберт Бентон — обладатель трёх «Оскаров», режиссёр драмы «Крамер против Крамера», соавтор сценария культовых лент «Бонни и Клайд» и «Супермен». О смерти Бентона 13 мая сообщила New York Times его ассистентка Мариса Форцано. Голливудскому классику было 92 года. Роберт Бентон родился 29 сентября 1932 года в Уоксахачи, штат Техас. В кино он пришёл из журналистики — в 1960-х и начале 1970-х Бентон работал в журнале Esquire вместе с ещё одним будущим кинодраматургом Дэвидом Ньюманом. Вдвоём они написали новаторский сценарий, по которому в 1967 году Артур Пенн снял фильм «Бонни и Клайд». Одна из первых картин эры Нового Голливуда принесла Бентону номинацию на «Оскар» и дала старт его кинокарьере. В 1972 году Бентон дебютировал в режиссуре кислотным вестерном «Плохая компания». В том же году на экраны вышла комедия по его сценарию «В чём дело, док?», ставшая культовой, а во второй половине 1970-х Бентон и Ньюман обеспечили драматургическую основу для «Супермена» Ричарда Доннера. Самый большой успех пришёл к Бентону в 1979-м, когда он снял драму «Крамер против Крамера» с Дастином Хоффманом и Мэрил Стрип. Фильм получил 5 «Оскаров» (включая главный), а сам Бентон завоевал сразу две премии Академии — за лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий. Среди других известных работ Бентона — триллер «В ночной тиши» (1982), драма «Место в сердце» (1984, «Оскар» за лучший оригинальный сценарий) и гангстерский фильм «Билли Батгейт» (1991). Последней картиной режиссёра стала мелодрама 2007 года «Праздник любви».
14 МАЯ

Воспоминание дня. Том Круз рассказал о съёмках в фильме «С широко закрытыми глазами», назвав Николь Кидман «прекрасной актрисой»
В интервью британскому журналу Sight & Sound Том Круз дал редкий комментарий по поводу съёмок с Николь Кидман в фильме Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Актёр назвал бывшую жену «прекрасной актрисой», а также рассказал о деталях съёмочного процесса. Круз вспомнил, как перед съёмками встретился с Кубриком у него дома: «По сути, для нас это стало знакомством. И в процессе я предложил ему взять Николь на роль [Элис]. Потому что она, безусловно, прекрасная актриса». В итоге супруги Круз и Кидман получили роли супругов Хартфорд в «С широко закрытыми глазами». Актёр рассказал, что они усердно работали над картиной (перфекциониста Кубрика это наверняка не могло не радовать) и что в этой работе велика была доля импровизации: «Это был уникальный опыт работы в небольшой команде. Мы приехали [на съёмки] летом и, в сущности, это были пробы… сценарий существовал на уровне идеи. Мы постоянно переписывали сцены, снимали их, а потом переснимали, чтобы нащупать верную интонацию фильма». В 2020 году в интервью New York Post Николь Кидман рассказывала, что, несмотря на довольно мрачную атмосферу фильма, они с Крузом всегда находили способы поднять себе настроение после трудного съёмочного дня: «После этих [тяжёлых] сцен мы гоняли на картах. Мы арендовали картодром и в три часа ночи устраивали себе гонки». Кидман также вспоминала, что в то время они с Крузом как раз воспитывали дочь Изабеллу и сына Коннора и устраивали семейные ужины, на которые нередко заглядывал Кубрик: «У нас было двое детей, мы жили в трейлере на съёмочной площадке и в основном готовили спагетти, потому что Стэнли нравилось ужинать вместе с нами время от времени. Мы работали с величайшим режиссёром, многое узнавали о своей жизни и наслаждались временем, проведённым на площадке». Триллер «С широко закрытыми глазами» вышел на экраны в 1999 году, а в 2001-м Круз и Кидман развелись. В интервью журналу DuJour в 2012 году актриса призналась, что развод стал для неё «ударом» и ей «понадобилось много времени, чтобы прийти в себя».
11 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
25 лет с «Любовным настроением». Из чего состоит главный шедевр Вонг Кар-Вая
В дни, когда только и разговоров, что о Каннском кинофестивале, KNMN вспоминает, как создавался один из самых красивых и влиятельных фильмов XXI века, впервые показанный именно в Каннах
21 МАЯ

Семейные травмы, газлайтинг и мистика в хорроре «Верни её из мёртвых»
23 МАЯ, 13:39

Автокатастрофы, одержимость и распад семьи в «Крутом повороте» с Беном Фостером
22 МАЯ

Канны-2025: Эпидемия, Освенцим и Бенисио Дель Торо в роли дельца
21 МАЯ