Американский бокс-офис: «Звездные войны: Последние джедаи» показали второй старт в истории

Восьмой эпизод звездной саги уступил только своему предшественнику, «Пробуждению Силы».
Американский бокс-офис: «Звездные войны: Последние джедаи» показали второй старт в истории

«Звездные войны: Последние джедаи», которым аналитики индустрии предрекали сначала $200 миллионов на старте, а затем — $215 млн, превзошли ожидания и освоили за первые три дня проката $220,01 миллионов с 4232 кинотеатров (да-да, это больше, чем «Лига справедливости» взяла за 31 день проката). Это вторые в истории премьерные домашние сборы — более впечатляющий стартовый рывок продемонстрировал два года назад лишь предшественник «Последних джедаев», седьмой эпизод «Пробуждение Силы»: $247,97 млн с 4134 площадок.

Также восьмой эпизод «Звездных войн» продемонстрировал еще целый ряд «вторых» результатов, укладывающихся всего в один пятничный показатель: вторые сборы пятницы, они же — сборы первого дня проката и они же — вторые сборы за один день ($104,68 млн — лидирует «Пробуждение Силы» с $119,12 млн). Кроме того, «Последние джедаи» отметились вторыми же превью-сборами четверга ($45 миллионов) и присоединились к «Пробуждению Силы» в топе фильмов, с рекордной скоростью добравшихся до отметки $100 миллионов — седьмому и восьмому эпизодам «Звездных войн» понадобился для этого один день, и других конкурентов у них нет: занимающий третье место «Мир юрского периода» перемахнул означенную планку лишь по итогам второго дня проката.

Критики от восьмого эпизода преимущественно в восторге (93% положительных рецензий на RottenTomatoes, 96% среди топ-критиков), а вот зрители продемонстрировали неоднозначную реакцию. По данным CinemaScore, аудитория первого дня показа дала «Последним джедаям» оценку «А» (тот же балл получило и «Пробуждение Силы»), зато зрительский рейтинг на RottenTomatoes составляет всего 56% — против 93-процентной свежести у критиков (самый большой разрыв в истории франшизы; для сравнения — «Пробуждение Силы» понравилось 88% зрителей). Забавно, что к раскритикованной «Лиге справедливости» (40% положительных рецензий на «Томатах», 24% среди топ-обозревателей) зрители отнеслись куда благосклоннее — по данным RottenTomatoes, кроссовер WB и DC понравился 79% аудитории.

Кроме того, к воскресенью рейтинг восьмого эпизода на IMDb упал до 8 баллов (на момент публикации настоящего обзора — уже 7,8/10). У «Пробуждения Силы» в третий день проката зрительский рейтинг на IMDb составлял 8,8/10, а у «Изгоя-Один» — 8,3/10. Насколько это повлияет на дальнейший прокат — трудно сказать (вполне вероятно, что не повлияет вообще никак).

Прокатчик уверен, что неоднозначная зрительская реакция — скорее даже положительный момент. В Disney считают, что новый подход, продемонстрированный Райаном Джонсоном, и завуалированные связующие элементы с другими частями франшизы заставят публику горячо дискутировать по поводу фильма, а значит градус интереса к «Последним джедаям» будет высоким — на фильм пойдут не только новые зрители, но и те, кто его уже посмотрел.

Как бы там ни было, второй уикенд покажет, как обстоят дела с сарафаном, и позволит спрогнозировать финальные сборы. Пока аналитики индустрии называют итоговую сумму в диапазоне от 750 до 830 миллионов долларов, ориентируясь на результаты и множители двух предыдущих лент франшизы. Верхняя планка — с множителем «Пробуждения Силы» (3,77х) — составляет примерно $830 млн. Если же применить к «Последним джедаям» множитель «Изгоя-Один» (3,43х), то выйдет около $755 млн. Однако дела могут пойти и чуть хуже: например, с множителями еще двух блокбастеров, взявших больше $200 млн на старте, «Мира юрского периода» (3,12х) и «Мстителей» (3,01х), восьмой эпизод финиширует с $686 млн и $662 млн соответственно.

Вместе с «Последними джедаями» стартовал и мультфильм «Фердинанд» (вторая строчка в чарте), основанный на известной детской книжке Манро Лифа: ту же тактику контрпрограммирования Fox применила и в 2015-м, выпустив в уикенд «Пробуждения Силы» четвертую часть «Элвина и бурундуков». «Фердинанд» взял $13,40 млн с 3621 кинотеатра, и это худший старт для мультфильмов студии Blue Sky за всю ее историю (всего 12 релизов, включая «Фердинанда»). Прежний стартовый антирекорд принадлежал финальной части франшизы «Ледниковый период» — $21,37 млн с 3992 площадок.

Учитывая $111-миллионный бюджет и статистику Blue Sky, старт «Фердинанда» кажется провальным, однако люди из Fox нашли поводы для оптимизма в виде 39-процентного роста сборов в субботу, оценки «А», поставленной мультфильму аудиторией первого дня проката, и, конечно же, школьных каникул. Правда, зрительский рейтинг на RottenTomatoes (49%) наводит на печальные размышления, да и те, кто оценил мультфильм на IMDb, тоже не в восторге: 6,8/10 — слишком мало для топового анимационного проекта. Пресса же приняла «Фердинанда» тепло (73% положительных рецензий на «Томатах», 75% среди топ-критиков).

«Ледниковый период: Столкновение неизбежно» финишировал с $64,06 млн, и если применить его множитель (3х) к «Фердинанду», то последний закончит прокат с удручающей суммой в $40 миллионов. Пятый «Ледниковый период» спасла международная аудитория (точнее говоря — высокий уровень популярности франшизы за пределами США), и «Фердинанду», мультфильму без яркого бэкграунда, в этом смысле будет гораздо тяжелее пробиться к зарубежному зрителю. Пока что старт в 18 странах принес всего $6,2 млн. На этой неделе мультфильм дебютирует еще на 44 территориях.

Еще один анимационный проект, диснеевская «Тайна Коко» (третье место в топе), в свой четвертый уикенд потеряла в темпах сборов 46,1% и добавила в копилку $9,95 млн. На счету очередного мультфильма от Pixar уже $150,74 млн. Вместе с «Последними джедаями» «Тайна Коко» помогла Disney взять $2-миллиардную планку в домашнем прокате и присоединиться к Warner Bros. (и даже обогнать ее), уже преодолевшую этот рубеж ранее. Disney собирает больше $2 миллиардов в домашнем прокате уже третий год подряд, и покупка Fox лишь упрочит лидерство мейджора. К настоящему моменту 32 релиза 2017 года (во главе с «Чудо-женщиной» и ее $412,56 млн) принесли Warner Bros. без малого $2,015 млрд, тогда как Disney заработал свои $2,079 млрд общими усилиями всего 12 картин (лидирует «Красавица и чудовище» с $504,01 млн).

Худшую динамику проката в минувший уикенд продемонстрировал «Горе-творец»: инди-байопик Джеймса Франко в свой второй уикенд в широком прокате рухнул на 57,3%, несмотря на добавленные 170 кинотеатров (теперь их 1010). Широкая аудитория интересуется картиной о создании одного из худших фильмов всех времен «Комната» не слишком активно: похоже, все, кому было нужно, посмотрели «Горе-творца» еще в ограниченном прокате. Добавив в копилку $2,72 млн, лента Франко довела общий счет до $13,01 млн.

Лучшей же выносливостью отметилась праздничная комедия «Здравствуй, папа, Новый год! 2», просевшая в свой шестой уикенд (и сохранившая 6 место в топе) всего на 35,6% и заработавшая $96,59 млн при $69-миллионном бюджете. Еще $61 миллион сиквел собрал за пределами США. Первая часть после тех же 38 дней проката имела на домашнем счету $143,04 млн, но на Paramount надеются на ударные рождественские сборы в грядущий и следующий за ним уикенды.

«Звездные войны: Последние джедаи» обеспечили индустрии третий по сборам домашний уикенд за всю историю. В 50-е выходные года текущие релизы общими усилиями освоили $270,63 млн, уступив лишь двум уикендам 2015 года с «Пробуждением Силы» во главе — 52-му ($281,19 млн) и рекордному 51-му ($305,56 млн). Доля «Последних джедаев» от общих сборов уикенда составила 81,3%.