В целом десятку фильмов можно было бы разделить на три условные группы. Это жанровое кино; ленты, чьи художественные качества и исполнение скорее соответствуют среднему уровню современного российского телевидения; и авторские или артхаусные картины. Жанр был представлен, в частности, слэшером Павла Руминова «Дизлайк» о незавидной судьбе молодых видеоблогеров, согласившихся принять участие в рекламе нового энергетического напитка, и криминальной комедией Дмитрия Суворова «Суперплохие». «Дизлайк» в итоге был награжден за операторскую работу. А картина Суворова, беспощадно эксплуатирующая давние жанровые клише и даже не особо пытающаяся адаптировать их с учетом российской действительности, почему-то удостоилась приза за сценарий (над ним работал сам режиссер в соавторстве с Василием Ровенским). В Выборге имеется также конкурс зрительских симпатий — «Выборгский счет» — в котором учитываются голоса абсолютно всех, кто побывал на сеансах (или по крайней мере сдал анкету на выходе). По восторженной реакции зала на в общем-то довольно банальных и предельно искусственных «Суперплохих» можно было предположить, что именно этот фильм будет лидировать по итогам зрительского голосования. Однако лауреатом «Выборгского счета» в итоге стала трехчасовая «Контрибуция» Сергея Снежкина (в основном конкурсе эта лента не участвовала — «Выборгский счет» и «Осенние премьеры» пересекаются не полностью).
О засилье «телемувиков» в сегодняшних фестивальных программах еще в мае текущего года (перед «Кинотавром») говорил Александр Роднянский. В соответствующую группу он предлагал включать картины, «претендующие на зрительские жанры в их телевизионном воплощении», не имеющие «художественных компонентов, свидетельствующих о наличии автора». Увы, но именно такие фильмы широко представлены в конкурсе «Окна в Европу». Собственно, одним из них — сказкой «Жили-были мы» — фестиваль и открылся. Это кино для детей, сделанное в буквальном смысле из картона: согласно сюжету, героиня путешествует по разным историческим эпохам, но бюджета не было ни на съемки на натуре, ни на создание внятных декораций. Впрочем, другие составляющие — актерская игра, сценарий — вполне соответствуют бэкграундам: кажется, их тоже слепили из картона, по всей видимости — размокшего. Оставшиеся «телемувики» — это «Искушение» (поначалу лента притворяется чем-то вроде российского аналога австралийского хоррора «Волчья яма» — и даже в каком-то смысле сдерживает обещания, однако авторы решили уничтожить не персонажей, а зрителей, и не колюще-режущими предметами, а невыносимыми диалогами) и «Подлец», в котором в эпизодических ролях заняты Валентин Гафт и Лев Дуров. «Подлец» первое время пытается смешить (в том числе шутками с упоминанием «вежливых людей»), затем выруливает на территорию мелодрамы, но в целом вызывает единственную эмоцию — печаль, связанную с тем, что именно эта лишенная художественных достоинств картина стала последней работой Дурова (актер, напомним, умер год назад, в августе 2015-го).
И, наконец, авторское кино, к которому можно отнести и ленту-победительницу. Любопытно, что представленные в этой категории картины в чем-то похожи — «Прикосновение ветра» и «Его дочь» исследуют культуры, не слишком близко знакомые подавляющему большинству зрителей. В первом из упомянутых фильмов события разворачиваются в Бурятии, пристальное внимание уделяется буддизму; второй фильм посвящен быту и религии якутов. Примечательно, что неторопливая «Его дочь», способная усыпить массовую аудиторию, при этом обладает собственными настроением и ритмом — и, пожалуй, действительно является самым цельным и внятным авторским высказыванием в конкурсной программе этого года.
Еще одна авторская картина из конкурса — «Черная вода» Романа Каримова. Притворяющаяся триллером (иногда — не без успеха) драма рассказывает о трех молодых горожанах, внезапно решивших поселиться на пришвартованном у полуживой деревеньки корабле. Сам режиссер, представляя работу залу, зачем-то назвал ее чернейшей из всех поставленных им комедий. Примечательно, что картина принципиально не похожа на предыдущие полнометражки Каримова — «Неадекватных людей» и «Вдребезги» (на посвященной «Черной воде» пресс-конференции журналисты отмечали, что освоение режиссером новых территорий — безусловно явление положительное).
Отдельно хочется остановиться на двух лентах, появившихся на свет благодаря Анне Меликян. Нет, режиссер фильмов «Звезда» и «Про любовь» прямого участия в создании этих картин не принимала. Однако Маргарита Михайлова («Хит») и Ксения Баскакова («Птица»), видимо, ориентировались на творчество Меликян — а порой прибегали к прямым заимствованиям. Однако обеим не хватило наблюдательности, иронии и такта. После выхода фильма «Про любовь» многие говорили о том, что Москва у Меликян вышла искуственной, нечестно красивой, чуть ли не открыточной. В «Хите» и «Птице» абсолютно пластиковыми получились также герои и отношения между ними. Зато теперь можно говорить о пост-меликянстве как о направлении в современном российском кино.
Практически все наиболее любопытные фильмы «Окна в Европу» были вынесены за пределы конкурсной программы. На фестивале показали довольно симпатичную ленту Владимира Щеголькова «С пяти до семи» — разговорную драму, снятую практически в единственной локации — маленьком рижском кафе. Также вне конкурса можно было увидеть «Хорошего мальчика», премированного на «Кинотавре», нашумевшую «Зоологию» Ивана И. Твердовского, «Дачников» Александра Вартанова, впечатливших критиков, но одновременно распугавших аудиторию. С учетом вышесказанного «Окну в Европу» даже хочется посочувствовать — складывается ощущение, что фестиваль не отбирает, а довольствуется тем, что осталось после более статусных мероприятий.
Фестиваль «Окно в Европу» подвел итоги
12 августа в Выборге завершился XXIV фестиваль российского кино «Окно в Европу». В программе основного конкурса (он носит название «Осенние премьеры») участвовали в общей сложности десять картин, лучшей из них жюри под руководством Сергея Урсулюка признало ленту Татьяны Эверстовой «Его дочь».
15 АВГУСТА 2016

Далее по теме

Премию «Ника» получила драма Сергея Урсуляка «Праведник»
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» был удостоен специальной награды.
2 ИЮЛЯ 2024

Драма Ивана И. Твердовского «Панические атаки» победила на фестивале «Зимний»
2-й Открытый российский фестиваль авторского кино объявил итоги.
8 ДЕКАБРЯ 2023

Вышел трейлер фантастической драмы Анны Меликян «Чувства Анны» (ВИДЕО)
Фильм с Анной Михалковой в главной роли выйдет в прокат осенью.
28 ИЮЛЯ 2023
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы
29 АПРЕЛЯ

Драки, погони и казни преступников в корейском экшене «Мститель: Игра на выживание»
30 АПРЕЛЯ

Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
27 АПРЕЛЯ

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса
28 АПРЕЛЯ