Для вышедшего в 2009 году «Броска кобры», поставленного создателем «Мумии» Стивеном Соммерсом, сложно подобрать адекватное русскоязычное определение. Ярлык «блокбастер», с равным успехом подходящий и «Титанику», и очередному «Крепкому орешку», не отражает всей специфики творения Соммерса — куда лучше его описывает англоязычное выражение «explosion porn». «Бросок» соответствует всем формальным признакам порнографической продукции: в главных героях — аппетитные женщины плюс невыразительные, но мускулистые мужики, а основной сюжет важен исключительно как формальная связка между рядом «сцен» — герои которых долго и увлеченно выбивают друг из друга дурь, предусмотрительно разбившись на парочки. За всем бесконечным количеством претензий, какие можно предъявить «Броску кобры» Соммерса, не стоит забывать единственный факт: американские зрители по определению воспринимают этот фильм по-другому, нежели их русскоязычные сверстники. Команда суперсолдат G. I. Joe — не патриотичное изобретение сценариста Стюарта Битти, а популярная серия игрушек, которая выходит с 1964 года. Команда Джо — детище компании Hasbro, которая решила в пику своим главным конкурентам — создателям куклы Барби из Mattel — придумать не менее востребованную игрушку, но для мальчиков. Название позаимствовали из сленга времен Второй Мировой, когда выражение «government-issue Joe» (сокращенное G.I.) — грубо говоря, «Джо на госслужбе» — использовали для обозначения любого армейского служаки. Игрушечные патриоты немедленно стали пользоваться громким успехом. Единственный спад популярности G.I. Joe приходится на начало 1970-х годов — когда на волне вьетнамского конфликта милитаристский пафос неожиданно стал непопулярен. Тут, что интересно, положение спасло кино: популярные жанровые фильмы, и в первую очередь «Звездные войны», вновь пробудили у подростков тягу к игре в войнушку. Солдаты G.I. Joe все меньше становятся похожими на реальных людей и больше — на собирательный образ героя боевика всех жанров сразу: на 1970-80-е приходится период увлечения солдат команды Джо кун-фу и даже их кратковременная вылазка в космос. В 1980-е, когда, предвосхищая панику вокруг международного терроризма, команда Джо обзавелась коварными врагами в лице лидеров организации Кобра, эксперименты закончились, и началось процветание, которое не прекращается и по сей день. Интерес к бренду поддерживается с помощью видеоигр и ностальгических переизданий старых серий солдатиков — те, кто игрался в 1960-е с первыми «суперсолдатами», теперь знакомят с ними своих внуков.
Ко всему прочему, уцепившись за подобную диковатую идею, создатели «Броска кобры» и в остальном решили себя не ограничивать. В фильме Соммерса рушится Эйфелева башня, а в конце террорист принимает обличье президента и довольно насвистывает, окидывая взглядом кабинет в Белом доме. Все это выглядит как самопародия, и уже хотя бы в силу этого может невольно развлекать. Итак, какие надежды на «Бросок кобры 2» могут возложить желающие узнать, останется ли фальшивый президент в исполнении Джонатана Прайса на своем посту и что ждет «универсальных солдатиков» в дальнейшем? Прежде всего, приготовьтесь к удару под дых: ничтоже сумняшеся, Джон Чу и прочие продолжатели дела Соммерса решили перебить большую часть героев первого фильма.

кадр из фильма
Долго созревавшую идею перенести историю сражений команды игрушечных солдатиков с неумолимыми террористами на большой экран можно критиковать. По своей абсурдности она где-то вровень с замыслом создать киноверсию «Монополии», о которой сравнительно недавно проболтался Ридли Скотт. Но вряд ли этой критике будут внимать подростки, у которых были те же самые солдатики — посмотреть на то, как они бегают друг за другом по большому экрану без всякого твоего участия, наверняка было приятно каждому из них.Сколь бы не раздражало комикование Марлона Уэйанса в первом «Броске», все равно коробит равнодушие сценаристов к главным героям собственной франшизы. Подобное категорическое сжигание мостов напоминает безжалостные к зрителю вступительные титры третьего «Чужого» — где походя убивают героев, на спасение которых ушла большая часть второго фильма. Персонажам актеров, с которым не удалось продлить контракт, всегда можно придумать долгосрочный отпуск, внезапный алкоголизм или амнезию, но до прискорбия часто в такой ситуации их попросту убивают. Но имеем то, что имеем: согласно сюжетной завязке «Броска кобры 2», президент (который и не президент совсем) объявляет команду G. I. Joe вне закона, и большую часть солдат ликвидируют. Твердолобый Чаннинг Татум и еще пара героев, впрочем, остаются невредимы. Сам Татум, надо полагать, не удержится от соблазна занять пару минут хронометража рассуждениями о том, «стоит ли сражаться за страну, которая нас не ценит», но потом быстренько вернется в строй и разрушит очередной замысел Кобры (представители которой не склонны к оригинальности и во второй раз попытаются что-нибудь подорвать новейшими боеголовками). #{quote=18}Съемки второго «Броска» не обошлись без ряда примечательных происшествий (в том числе одного трагического — во время съемок в Новом Орлеане погиб, вероятно, по собственной неосторожности, член съемочной группы), однако главная неожиданность была припасена на десерт. Боссы Paramount Pictures решились на довольно рискованный скачок (к тому же в условиях некоторого дефицита собственных премьер) и перенесли мировую премьеру с июля 2012-го на март 2013-го года. Некоторые назвали случившееся «ошеломляющим» — резкий перенос даты последовал как гром среди ясного неба, последовав сразу за агрессивной рекламной кампанией. Официальное объяснение, согласно которому фильм решили конвертировать в 3D, а заодно прощупать почву «на международном рынке», выглядит не слишком убедительно. Как предполагают эксперты, дело здесь в том, что за время работы над «Броском 2» Чаннинг Татум успел стать большой звездой. Посему режиссеру поручили в срочном порядке доснять сцены, в которых подробнее раскрывается его дружба с новым героем в исполнении Дуэйна Джонсона, а также перемонтировать фильм, чтобы персонаж Татума в итоге остался жив. Если сравнить годичной давности постеры с нынешними, также несложно заметить, что Татум появляется на последних, подобно призраку. Источники в Paramount, на которые ссылается портал Deadline, также отмечают, что представители компании решили не сталкивать в прокате двух Татумов — того, что сражается за благо Америки, и того, что танцует стриптиз в «Супер Майке» Стивена Содерберга (этот фильм, как и ожидалось, вышел в прокат в июле 2012-го года). Если вспомнить, что «Супер Майк» снят за два месяца при бюджете в 7 миллионов, а во второй «Бросок» было вложено $185 млн, ситуация выглядит особенно забавной. Кто первым купит билеты на «Бросок кобры 2», кроме самых преданных фанатов серии игрушек и первого фильма? Надо полагать, те, кого привлекут два новых имени в списке актеров — Дуэйн Джонсон и Брюс Уиллис. Второму достанется роль основателя G. I. Joe Джозефа Колтона (в первом фильме командой руководил Деннис Куэйд, которого уговорил подписаться на роль его сын; видимо, уговаривал не слишком сильно, и его генерала Хока постигнет судьба большей части протагонистов первого фильма).
Лишь некоторые детали настраивают на позитивный лад. Первый «Бросок кобры» под конец превращается из почти невыносимого military porn в крепкий проходной комиксоид (людей в форме на экране становится меньше, а карикатурных злодеев — больше) с, увы, не слишком выразительным главным героем. Если судить по трейлеру, второй «Бросок кобры» сохранил этот правильный комиксовый вектор. Заодно создатели фильма преподнесли зрителям маленький сюрприз в виде лидера Wu-Tang Clan, именитого хип-хоп-продюсера RZA в роли ниндзя по имени Слепой мастер. Будем надеяться, что почти полная перезагрузка пошла второй «Кобре» на пользу. По крайней мере, этот фильм получится другим. Кстати, «Супер Майк» с Татумом, конкуренции с которым решили избежать продюсеры «Броска», окупился в прокате 23-кратно, — в общем, есть, на кого ровняться.

кадр из фильма
Уиллиса любят все, но особой разборчивостью в последнее время он явно не страдает. Так что даже звезда первого класса, и даже в компании крепкой звезды статусом чуть пониже, — никак не повод ждать, что создателям второй части франшизы удалось прыгнуть выше головы.