НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    В новом свете

    , 5
    Сегодня, 10 июля, на канале FX стартует первый сезон сериала «Мост», римейка одноимённого скандинавского теледетектива отменного качества. Мы воспользовались случаем и вспомнили ещё пять американских многосериек, основанных на экспорте из Европы.

    «ЖИЗНЬ НА МАРСЕ»


    ОРИГИНАЛ: Английский детективный сериал с одним большим научно-фантастическим трюком. Детектива манчестерского УГРО Сэма Тайлера (Джон Симм) сбивает автомобиль, забрасывая его из 2006 года в 1973-й. Здесь Сэм, не особо разобравшись, где очутился, оказывается в местном полицейском департаменте и продолжает работу, с той лишь разницей, что теперь на нём приталенная кожаная куртка и ностальгическая рубашка с большим воротником, а в голове — всполохи голосов из родного 2006-го, где он лежит в коме.

    Непродолжительный — всего сезон, шестнадцать серий — теледетектив, вмиг попавший в сердца телезрителей. При соединении двух архетипичных жанровых компонентов, полицейского детектива с сильным бадди-муви-элементом и незапланированного перемещения во времени, произошла химическая — скорее, даже алхимическая — реакция, превратившая проект в один из самых популярных телевизионных трендов нулевых. Шоу пережило три сезона не менее успешного сериала-сиквела «Прах к праху» и три заграничных римейка — американский, испанский и русский. Как всегда дело в фирменной английской драматургии, одновременно забористой, ироничной и бесконечно симпатичной. Есть подозрение, что будь сериал снят лет на пять позже, авторы прикрутили бы к нему одно большое криминальное дело вместо традиционного для жанра procedural «один эпизод — одно преступление», но даже в таком исполнении «Жизнь на Марсе» заслуживает только положительных оценок.

    РИМЕЙК: Сначала очень близкий к тексту первоисточника, а потом уносящийся в научно-фантастические дали теледетектив, продлившийся, как и английское шоу, лишь сезон. Вместе субтильного обаятельного Джона Симма — крепкий как камень ирландец Джейсон О’Мара со спортивной харизмой телевизионного Джейсона Стэтема. С иронией он, определённо, не добирает, но авторы не ставят перед ним невыполнимых задач, распределяя недостающее между другими актёрами — впервые участвующим в телесериале Харви Кейтелем и Майклом Империоли из «Клана Сопрано». Если и есть причины смотреть американскую «Жизнь на Марсе» после знакомства с оригиналом, то это, конечно, Кейтель в белых мокасинах и с веером (не пропустите первое появление его героя). Ветеран здесь буквально расцветает, выдавая самую энергичную роль за долгие годы. Пожалуй, вторая категория зрителей, которой следует внимательно присмотреться к сериалу, это сай-фай-гики, которым хватит терпения продраться сквозь производственный полицейский материал первых серий.

    «ОФИС»


    ОРИГИНАЛ: Культовый британский мокьюментари-ситком, который начинался с провальных рейтингов, но быстро оброс «сарафаном», превратившись в главный британский экспортный сериал. Он стал основоположником целого субжанра псевдодокументальных офисных комедий, которые расплодились (не всегда на легальных основаниях) после закрытия «Офиса». События разворачиваются в заурядном филиале большой бумажной компании, работой которого руководит региональный менеджер Дэвид Брент (соавтор сериала Рики Джервейс). В окружении — не хватающий звёзд с неба офисный планктон, заслуживающий ровно такого начальника, как сексист, расист, врун и просто мерзкий тип Брент.

    Первый успешный сериальный проект адепта английского юмора Рики Джервейса (потом будут «Массовка», недооценённый «Жизнь слишком коротка» и «Дерек»), где он издевается над работниками ластика и стэплера в своём фирменном стиле — бескомпромиссно и бессовестно. Несмотря на безусловную культурологическую ценность и остроту, сегодня английский «Офис» скорее воспринимается, как прото-сериал, из которого родился сверхуспешный американский римейк. Если знакомиться с «Офисами», то начинать всё же следует с оригинала, а потом переходить на более душевный со Стивом Кареллом.

    РИМЕЙК: Скрэнтонское отделение бумажной компании «Дандер Миффлин». Майкл Скотт, ходячий мем Дуайт Шрут, Джим и Пэм, идиоты Энди и Кевин, проныра Райан, стерва Анджела, гей Оскар, мямля Тоби, алкоголичка Мередит и другие. Всё та же атмосфера тотальной неловкости, как только начальник открывает рот (неважно, что он сейчас будет делать — ругать или шутить), но переформатированная с большей теплотой и проникновенностью. Огромной удачей стало приглашение на главную роль Стива Карелла (первым выбором продюсеров был Пол Джаматти), благодаря которому начальника филиала не хочется приложить кулаком (так работает актёрский метод Джервейса), а наоборот — проникаешься этим странным человечком. Хотя он, конечно, и идиот.

    Возможно, самый значительный американский ситком, появившийся после «Друзей». «Офис» закрылся в 2013 году, после девяти сезонов, чуть не родив спин-офф «Ферма» про семейство Шрутов (пилоту не дали ход, но встроили его в один из эпизодов финального сезона) и слепив по его образу и подобию ещё один успешный комедийный проект — «Парки и зоны отдыха».

    «УБИЙСТВО»


    ОРИГИНАЛ: Детектив полиции Копенгагена Сара Лунд (Софи Грабол) в своей последний рабочий день (она переезжает с сыном и женихом в Швецию) получает дело об исчезновении 19-летней Нанны Бирк Ларсен. В финале первого эпизода девушку найдут — на дне озера, в капоте автомобиля, принадлежащего предвыборному штабу кандидата в мэры Троэльса Хартманна (Ларс Миккелсен). Сара останется и посвятит следующие двадцать дней/двадцать серий поискам убийцы.

    Формально, второй — после «Валландера» — скандинавский телевизионный детектив, ставший международным хитом. Но если для экранизации Хеннинга Макелла крепкой подпоркой была репутация популярного писателя, то «Убийство» стал первым оригинальным экспортным продуктом, открывшим дорогу «Мосту», «Правительству» и «Тем, кто убивают». Рядовое, на первый взгляд, телевизионное предприятие со стандартным набором вводных данных (загадочное убийство, когда все концы в воду, тонкий, постоянно исчезающий след, ведущий в верхние эшелоны власти, ищейка-трудоголик, не способная оторваться даже на семью) оборачивается эталонным детективом, который работает как часы (в буквальном смысле слова, одна серия — один день расследования), не терпит топтания на месте и открывает зрителю Данию, новую страну на сериальной карте мира.

    РИМЕЙК: Сиэттл. Детектив убойного отдела Сара Линден (Мирей Инос) уже на чемоданах перед отбытием в Калифорнию, но никак не уедет за женихом из-за расследования убийства Роузи Ларсен. В напарники ей достаётся напоминающий бродячего пса детектив Стивен Холдер (Юэль Киннаман), до этого работавший под прикрытием, а в главные подозреваемые — местный политик Даррен Ричмонд.

    За два года, прошедшие с финала первого сезона американского «Убийства», сериал вошёл в медиа-фольклор, как пример возмутительного жульничания, которого ему многие так и не простили. Усевшиеся смотреть тринадцатую серию первого сезона зрители были крайне удивлены открытым финалом, хотя были вправе рассчитывать на закрытие дела Роузи Ларсен. Во втором сезоне авторы учли вылившуюся на них критику и всё-таки вынули убийцу из колоды подозреваемых, но от закрытия это не спасло. Теперь всякий продюсер, представляющий своё шоу, на вопрос, что там у него с финалом, поминает «Убийство», обещая, что у них с концовкой всё нормально. Недавно так говорил кто-то из продюсерского корпуса «Под куполом», а до этого руководство канала AMC, в начале 2013 года воскресившее сериал. Сейчас в Америке в разгаре третий сезон сериала — с сидящем в камере смертников Питером Сарсгаардом и обещанным «правильным» финалом. Решение вернуть сериал не выглядит спекулятивным или натянутым. Хотя римейк вчистую проигрывает оригиналу, у американцев обнаружилась индивидуальная атмосфера, а телефункционеры справедливо заметили, что при всём богатстве выбора на сегодняшнем ТВ, альтернативы угрюмому «Убийству» просто нет.

    «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»


    ОРИГИНАЛ: Вампир, оборотень и привидение живут в одной доме в спальном районе Бристоля. Звучит, как затравка для плохого анекдота, но на самом деле всё довольно серьёзно — ирония лишь слегка уравновешивает невозможность ситуации. У каждого из троицы своя «легенда» и свой набор проблем-комплексов. Вампир Джон (Эйдан Тёрнер), обращённый в касту бессмертных кровососов в Первую мировую, пребывает в завязке и пытается освободиться от давления своего ночного племени. Оборотень Джон (Расселл Тови) уже два года мается ежемесячными превращениями в полнолуние и никак не может «перезапустить» свою жизнь в нормальном режиме — с личной жизнью и цивилизованным секретным и безопасным местом для своей второй ипостаси. Привидение Энни (Ленора Кричлоу) отвечает за женскую романтическую хандру: девушка всё ещё влюблена в своего жениха Оуэна и грустит по любому поводу.

    Три рефлексирующих представителя чертовщины под одной крышей — заход дерзкий, но эффектный и эффективный. По сути, три разных мира дают в три раза больше возможностей для манёвра. Автор сериала Тоби Уитхаус со вкусом декорирует стереотипные мистические образы, давно ставшие общим местом, простыми житейскими проблемами друзей, благодаря чему фокус повествования оказывается смещён в практически житейскую историю про изгоев. Проделывается это с подкупающей наивностью (ну, действительно — привидение, вампир и оборотень), но если принять условия игры, невозможно не заметить, что драматургия слеплена, как плотный снежок, а актёры обаятельны и органичны. По большому счёту, всё, что требуется от зрителя, — лишь дать сериалу шанс, остальное он берёт на себя. Про оборотней здесь не меньше, чем в «Хемлок Гроув» (и уж точно более внятно), про вампиров тоже по существу — с тайным кланом, пронизывающим всё общество, жаждой крови и вплетением в современный контекст не хуже, чем в «Настоящей крови». Нельзя пропустить и самостоятельный детективный веб-спин-офф «Стать человеком» с умницей Крэйгом Робертсом про дружбу трёх школьников-изгоев: юноша-вампир и девушка-оборотень помогают толстяку-призраку найти его убийцу.

    РИМЕЙК: Неожиданно крепкий канадский сериал, который в США показывает канал Syfy. Основные достоинства, конечно, проявляются исключительно в сравнении с другими сегодняшними многосерийками этой телесети («Вызов», «Ангар 13», «Хейвен»). Все оригинальные ингредиенты сохранены: протагонисты живут в доме жениха плаксивого привидения, которая вздыхает по возлюбленному, вампир (его здесь зовут Эйдан, очевидное подмигивание в сторону актёра, игравшего Джона в английской версии) и оборотень работают медбратьями в больнице. Авторы римейка, супружеская пара Джереми Карвер, параллельно занимающийся «Сверхъестественным», и Анна Фрике, не стали дословно пересказывать события первоисточника, а возвели на его прочном фундаменте собственную надстройку, более жанровую. Тут есть одно принципиальное различие на уровне идеологии: у Тоби Уитхауса герои усердно пытаются раствориться в обществе, а Карвер и Фрик хотя и регулярно проговаривают этот посыл, но оставляют нечисть по другую сторону баррикад. Конечно, с Syfy взятки гладки, для них сериал «Быть человеком» — абсолютная удача, продлённая уже на четвёртый сезон, но изучать материал следует с его английских корней.

    «БЕССТЫДНИКИ»


    ОРИГИНАЛ: Сериал про весёлую семейку Галлахеров, состоящую из папы-алкоголика Фрэнка (Дэвид Трелфол) и его шести детей. Домой Фрэнка, как правило, уже в полной отключке, приносят друзья, соседи, полиция или собутыльники, кладут на пол, а дети вытряхивают из его карманов остатки мелочи и расползаются по комнатам. Весь быт лежит на плечах старшей дочери Фионы (Энн-Мари Дафф), которая во всём этом сумасшедшем доме находит время на роман со Стивом (Джеймс МакЭвой). Другими полноправными участниками шоу являются друзья-соседи Кев и Ви, и семья страдающей агорафобией Шилы Джексон, у которой с Фрэнком складываются очень непростые сексуальные отношения.

    «Бесстыдники» — национальное достояние английского телевидения, длинная — 11 сезонов — многосерийка с привычной для местного телеформата регулярной сменой актёрского ансамбля (из тех, кто начинал сериал, ни разу не отлучились, только ветеран Трелфолл и играющая Шилу Ребекка Аткинсон). Фирменная английская социальщина, поданная с хулиганской непринуждённостью и таким же юмором, — околокриминальная, обаятельная, семейная. В этих интерьерах, скорее, ждёшь что-то в духе ранней Андреи Арнольд, а Пол Эбботт, создатель сериала, у которого на лице написано содержание всех одиннадцати сезонов, устраивает бесшабашные пролетарские страсти по-манчестерски. Написано всё, впрочем, как и должно быть в хорошем британском шоу — то есть изумительно.

    РИМЕЙК: Американские «Бесстыдники» растут из того же сора, что и их манчестерские предшественники. Чикагский район с плохой репутацией, непросыхающий Фрэнк Галлахер (помятое лицо Уильяма Х. Мэйси составит достойную конкуренцию физиономии Трелфола) и обаятельная орава Галлахеров-младших, определённо, более фотогеничная, чем их английские коллеги. Набор функций остаётся тем же: папа пьёт, матерится, страдает, но терпит ласки Шилы (Джоан Кьюсак после пилота заменила Эллисон Дженни) и внимательно смотрит, что и где плохо лежит, Фиона (красавица Эмми Россам) вытирает сопли самым младшим, следит за скудными финансовыми потоками и любит Стива (Джастин Чэтвин, с которым Россам играла в «Драконьем жемчуге»), остальные дети — кто куда.

    Довольно неожиданный хит канала Showtime, застрявший между привычными сериальными жанрами, но на протяжении трёх сезонов неизменно улучшающий свои рейтинги. Адаптацией занимался Джон Уэллс, в чьём послужном списке «Скорая помощь», «Чайна-Бич», «Западное крыло», «Саутленд» и «Милдред Пирс». Говорить о каком-то определённом фирменном почерке, глядя на работы этого профессионала, сложно, разве что бросается в глаза «густонаселённость» и «многоголосость» большинства его телепроектов. Но Уэллс чётко уяснил основной посыл Эбботта, приглядывавшего, как обращаются с его детищем в Америке: «Это не "Меня зовут Эрл" или "Розанна". У нас тут очень бедно. Это вам не синие воротнички, у них вообще нет воротничков». Уэллсу предлагали перенести действие куда-то в южную глушь или парк трейлеров, но здравый смысл восторжествовал: «Мы умеем делать комедии в этих условиях [имеется в виду Юг и трейлерные парки], но реальность такова, что эти люди живут здесь — всего в паре кварталов от вас».






    КОММЕНТАРИИ 5
    Отличная статья, пару сериалов на заметку взял
    Давно хотел Офис посмотреть, начну с Рики.
    «Жизнь на Марсе»… Нужно прежде всего сказать, что Сэм Тайлер не случайно переносится из нашего времени именно в 1973 год. 1973 год – год появления в британских хит-парадах песни «Жизнь на Марсе?» (была выпущена в качестве сингла в 1973 году, достигла 3 места в Великобритании и оставалась в чартах еще в течение тринадцати недель.) культового британского музыканта, продюсера, актера, художника… и просто яркой неординарной личности - Дэвида Боуи. Именно под эту песню Сэм Тайлер в своем сознании совершает скачок во времени, а точнее в прошлое. И именно отсюда и название сериала.
    Весь сериал – не столько «… детективный сериал с одним большим научно-фантастическим трюком» - это скорее переосмысление, тех перемен, которые произошли в обществе и в отношениях людей с легким налетом ностальгии отраженные в постоянно звучащей музыке того времени, в одежде… но что важнее это ностальгия по простым человеческим отношениям существовавшим между людьми… пускай местами и не вполне политкорректным;)) Сериал «Жизнь на Марсе» шел не один сезон, а два (два сезона по восемь серий). Сериал «Прах к праху» («Ashes to ashes») не является прямым продолжением, а скорее спин-офф – некое ответвление истории. Тут новый главный герой, который совершает перемещение во времени уже в другой год и уже под другую мелодию Дэвида Боуи. (Кстати, чтобы понять те кошмары, которые мучают нового героя сериала – посмотрите оригинальный видеоклип на одноименную песню… гарантирую жуткие ассоциации) Пилот американского римейка «Жизни на Марсе» переснимали 2 раза. Из оригинального пилота в сериал попал только исполнитель гл.роли Джейсон О'Мара. (Кстати, в Интернете существуют фотографии первого кастинга актеров –довольно интересно сравнить их с теми актерами, которые были утверждены позднее) Американцы сняли несколько концовок сериала, попавшая в окончательную версию значительно отличается от оригинальной. Большинство поклонников сериала сходятся во мнении, что оригинальная британская концовка эмоционально более сильная, даже шокирующая… а соответственно более интересная
    Отличный материал, спасибо.
    К «Убийству»… Датское «Убийство» не такое уж и рядовое телевизионное предприятие даже на первый взгляд - создатели с самого начала делают несколько отсылок к культовому сериалу Дэвида Линча «Твин Пикс» - тем самым сразу задавая наивысшую планку. Датчане отчетливо ставят знак равенства между понятиями «коррупция», «политика» и «убийство» - не отходя от этой горькой истины на протяжении всех трех сезонов сериала до самого финала, где главная героиня совершает нелегкий выбор во имя справедливости… которая сама по себе побеждает только в детских сказках. Создатель и главный сценарист датского оригинала Сьёрен Свайструп во время съемок первого сезона до самого финала никому не раскрывал имя убийцы, даже исполнительнице главной роли Софи Гробёль. Каждый день вся съемочная группа получала листки со сценарием только того эпизода, который снимается в данный момент. И так эпизод за эпизодом. Права на телевизионный показ первых двух сезонов датского «Убийства» были приобретены более чем в 120 странах мира. По британскому телевидению «Убийство» показывали на языке оригинала с английскими субтитрами. Американцы известные своей нелюбовью смотреть фильмы с незнакомыми им иностранными актерами и не любящие себя напрягать чтением вообще, и субтитров с экрана в частности – предпочли снять римейк, адаптировав сюжет и перенеся место действия из незнакомой пугающей Дании в милые их сердцу великие США. Исполнительница роли детектива Сары Лунд актриса Софии Гробёль появляется в американском римейке, во втором эпизоде второго сезона, в роли прокурора Кристины Нильсен. ...
    К списку сериалов "...основанных на экспорте из Европы" я бы так же отнес сериал "В последний миг" ("Eleventh Hour") : британский оригинал 2006 года с Патриком Стюартом и Эшли Дженсен в гл.ролях - VS (против;) - американского римейка 2008-2009 годов с Руфусом Сьюэллом и Марли Шелтон
    ;)

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.