Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark
Режиссер Стивен Спилберг, 1981
Говоря о любителях подземных приключений, невозможно не вспомнить археолога Джонса, который вот уже 35 лет регулярно забирается в разнообразные руины, катакомбы и пещеры. В первой же серии Индиана спускается в Колодец Душ — и на дне сталкивается с одним из своих сильнейших страхов: со змеями. Изначально в съемках сцены были задействованы 2000 рептилий, но режиссеру Стивену Спилбергу этого показалось мало. На поиски дополнительных ползучих тварей ушло несколько дней, зато в итоге на лондонской съемочной площадки одновременно оказались сразу 10000 пресмыкающихся. Такой вариант Спилберга вполне устроил.
Балбесы / The Goonies
Режиссер Ричард Доннер, 1985
Поставленный Ричардом Доннером и спродюсированный Стивеном Спилбергом культовый фильм — что-то вроде «Индианы Джонса» для тех, кто помладше. Лента рассказывает о группе подростков, разыскивающих пиратский клад в пещере. Под землю герои проникают через лаз, расположенный в брошенной забегаловке, по пути привлекая внимание бандитской семейки Фрателли. В итоге детям приходится разбираться не только со старинными пиратскими ловушками, но и с криминальными элементами. «Балбесы» любопытны еще и тем, что в них снялись юные будущие звезды — 13-летний Шон Эстин, более известный как хоббит Сэм, и 16-летний Джош Бролин; для обоих эти роли стали дебютом на большом экране.
Мумия / The Mummy
Режиссер Стивен Соммерс, 1999
В 20-х годах прошлого века группа охотников за сокровищами, возглавляемая Риком О’Коннеллом (Брендан Фрейзер), ищет гробницы фараонов под египетскими песками и случайно будит зло, спавшее несколько тысячелетий. «Мумия» образца 1999-го формально является ремейком ленты, вышедшей в 1932 году, но с точки зрения сюжета довольно сильно отличается от оригинала: в ленте 84-летней давности в центре внимания был прежде всего сам мумифицированный и восставший из мертвых египетский жрец, а не похожий все на того же Индиану Джонса искатель приключений.
Чужой против хищника / AVP: Alien vs. Predator
Режиссер Пол У.С. Андерсон, 2004В комиксах двух знаменитых инопланетных монстров начали стравливать еще на рубеже 1980-х и 1990-х, но первая полнометражная картина об их противостоянии вышла в прокат только через полтора десятка лет. В фильме, поставленном Полом У.С. Андерсоном («Сквозь горизонт», «Обитель зла»), в конфликт также втягивается группа археологов, решивших изучить некую древнюю пирамиду. Необычность ситуации в том, что эта структура находится на острове Буве (остров в отличие от сооружения существует в действительности, он расположен в полутора с лишним тысячах километров от берегов Антарктиды) и прячется не под землей или песком, а подо льдом. Погибая в лапах монстров, археологи успевают-таки выяснить, что именно Хищники когда-то показали древним землянам, как строить пирамиды.
Спуск / The Descent
Режиссер Нил Маршалл, 2005
Британская картина рассказывает о поклонницах экстремального спорта, женской дружбе — и монстрах-каннибалах, живущих в неисследованной пещере. Постановщику и автору сценария Нилу Маршалу удалось нагнать не только ужаса, но и драматизма. Любопытный факт: Нил решил, что обязательно станет кинорежиссером, когда в 11 лет посмотрел «Утерянный ковчег» Спилберга. Пожалуй, не стоит удивляться тому, что однажды он загнал своих героев в подземелье.
Пещера / The Cave
Режиссер Брюс Хант, 2005
Группа археологов отправляется исследовать спрятанную под старинным монастырем систему пещер и сталкивается с неизвестным науке паразитом, а также прочими характерными для киношных подземелий опасностями. Сюжет фильма в целом соответствует его банальному названию (что отразилось и на критических оценках), однако и у «Пещеры» есть свои достоинства. Во-первых, в данном случае события развиваются сравнительно недалеко от отечественных границ — в Карпатах в Румынии. Во-вторых, одну из главных ролей в картине исполнила Лина Хиди, что, пожалуй, является достаточной рекомендацией для любого поклонника «Игры престолов».
Катакомбы / Catacombs
Режиссеры Томм Кокер, Дэвид Эллиот, 2006
Живущая в Париже Кэролин (певица Пинк) приглашает в гости сестру из Америки и тут же ведет ее на секретную вечеринку, которую затеяли в максимально пригодном для подобных мероприятий месте: в катакомбах. Видимо, для того, чтобы заинтересовать родственницу, Кэролин сразу же сообщает, что два века назад в подземельях похоронили миллионы мертвецов (эту информацию подтвердили бы и историки — они считают, что в туннелях под Парижем действительо находятся останки примерно шести миллионов человек). Легко догадаться, что этот рэйв ничем хорошим не завершился.
Путешествие к Центру Земли / Journey to the Center of the Earth 3D
Режиссер Эрик Бревиг, 2008
Брендан Фрейзер, как оказывается, вообще любитель забраться поглубже в поисках приключений. В картине 2008 года его герой Тревор, потерявший брата десять лет назад при невыясненных обстоятельствах, лезет в вулкан в Исландии вместе с племянником Шоном (в исполнении будущей звезды «Голодных игр» Джоша Хатчерсона) и единомышленницей Ханной (Анита Брим), оказывается под завалом и в результате обнаруживает — нет, не мутантов-каннибалов и не мумию, а целый новый мир. Впрочем, подземное царство с его растениями-людоедами, динозаврами и прочими монстрами, оказывается куда опасней любых катакомб.
Санктум / Sanctum
Режиссер Алистер Грирсон, 2010
Группа спелеологов отправляется исследовать пещеры, расположенные в Папуа-Новой Гвинее (ленту при этом снимали преимущественно в Австралии) и оказывается запертой внутри из-за неблагоприятных погодных условий. Нюанс в данном случае в том, что события разворачиваются не только под землей, но и под водой: речь идет о существующих в действительности затопленных полостях в округа Эса’ала, глубина которых приближается к четырем сотням метров. Исполнительным продюсером «Санктума» стал Джеймс Кэмерон, что позволило авторам использовать технологию 3D-съемки, задействованную при создании «Аватара».
Париж: Город мертвых / As Above, So Below
Режиссер Джон Эрик Даудл, 2014
Интересующаяся алхимией девушка-профессор из Лондона (мало похожая на ученую Пердита Викс) приходит к выводу, что философский камень стоит искать не где-нибудь, а в катакомбах под французской столицей. Набрав команду в каком-то парижском клубе, она отправляется под землю, где обнаруживает в буквальном смысле врата в ад. Самое важное, что нужно знать об этом фильме: денег на производство было немного, декорации не использовались, вместо этого авторы получили разрешение от французских властей на съемки в настоящих катакомбах. В результате съемочная группа сама столкнулась если не с ужасом, то с серьезными неудобствами из-за отсутствия в древних подземельях электричества и сотовой связи.