Мэттью МакКонахи — 45! Юбиляр — на пике творческой формы и популярности. Вот тринадцать ролей, из которых сложился его нынешний статус.
Культовое кино Ричарда Линклейтера не стало большим событием в американском бокс-офисе, но послужило трамплином для молодых актёров, занятых в нём. Помимо Мэттью МакКонахи здесь можно обнаружить совсем молодых Бена Аффлека, Миллу Йовович, Адама Голдберга, Коула Хаузера, Джоуи Лорен Адамс и Рене Зеллвеггер. Свою «оскаровскую» речь (за роль в «Далласском клубе покупателей») Мэттью начал фирменным «Alright, alright, alright» из этого фильма. Первая главная роль МакКонахи в большом студийном проекте, снятом по невероятно модному тогда в Голливуде Джону Гришему. «Время убивать» — четвёртая (после «Фирмы», «Дела о пеликанах» и «Клиента») экранизация суперпопулярного писателя, в которой сам автор отмечал именно МакКонахи, не потерявшегося рядом с Сандрой Буллок, Кевином Спейси, Сэмюэлом Л. Джексоном и отцом и сыном Сазерлендами. Заключительное слово его героя до сих пор входит в топ самых проникновенных речей в истории голливудских судебных драм.
В 1997 году выходят два фильма с МакКонахи, фиксирующих рождение новой звезды. Актёр играет у Роберта Земекиса в «Контакте» и в «Амистаде» Стивена Спилберга. Обе картины не дают исчерпывающую характеристику Мэттью, как актёра, но помогают закрепиться в высшем дивизионе «фабрики грёз».
Первый кратковременный побег из мейнстрима. Уже тогда актёр понимает, что Голливуд не намерен копаться в его драматических глубинах, а будет и впредь эксплуатировать выдающуюся харизму и экстерьер. Итогом стал один из лучших триллеров нового века: завораживающая история религиозного отца и двух его сыновей. МакКонахи впервые проводит много времени в комнате допросов с «федералами», о чём потом вспомнят авторы «Настоящего детектива».
Дентон Ван Зан, американский охотник на драконов с огрызком сигары в уголке рта, — один из самых запоминающихся образов, сыгранных МакКонахи. Прибор для измерения маскулинности, существуй он, не справился бы с таким объектом и наверняка бы вел себя, как компас с подложенным под него магнитом.
Кино из «тёмных времён» МакКонахи, когда он заигрался в романтического героя. Того МакКонахи, от которого он сам сбежал в конце десятилетия, здесь не так уж и много, но его игра, как и сам фильм, кажется «разбавленной», а всё, чем богаты «Деньги на двоих», сконцентрировано в образе Аля Пачино.
Роль тренера университетской футбольной команды Фрэнка Ленджиэла — единственное светлое пятно фильма МакДжи, снявшего шаблонную патетическую драму о силе духа. МакКонахи пользуется пространством фильма для духоподъёмных, мотивационных речей, из которых и складывается мощный образ.
«Солдатами удачи» Бен Стиллер и компания (ни много ни мало — Роберт Дауни мл., Том Круз, Ник Нолти, Джек Блэк, Стив Куган, не считая МакКонахи) дали хорошего пинка Голливуду. Мэттью играет агента увядающей звезды боевиков Тагга Спидмана. Образ, безусловно, собирательный — как и все остальные в этой ультимативной сатире. Стиллер планировал, что в роли блеснёт Том Круз, но тот решил, что способен здесь на большее и придумал для себя Леса Гроссмана. МакКонахи появился в последний момент, когда стало известно, что заменивший Круза Оуэн Уилсон не сможет принять участие в съёмках.
Точка отсчёта эпического возвращения МакКонахи. За два года до этого он остановил свой конвейер и принял решение полностью перезагрузить карьеру. Мэттью больше не обращал внимания на проставленные в контрактах гонорары, а сосредоточился на интересном материале, для чего пришлось чаще читать «независимые» сценарии. «Линкольн для адвоката» — первый шар, который лёг точно в лузу.
Филигранная экранизация пьесы Трейси Леттса, осуществлённая Уильямом Фридкином и невероятно разыгранная актёрским ансамблем, где МакКонахи — король и магнитный центр. По большому счёту, уже здесь можно было давать «Оскар», но Голливуд решил дождаться окончательного очищения от былых грехов. «Далласский клуб покупателей» и «Настоящий детектив» не за горами.
Абсолютно «марктвеновская» история взросления подростка с Юга. «Характерообразующей» становится встреча с суровым мужиком, который скрывается от правосудия и собственных грехов. МакКонахи под солнцем американского Юга — совершенно особенное удовольствие.
Предсказуемый и абсолютно заслуженный «Оскар» за героическую (минус двадцать килограммов) роль «аптечного ковбоя» Рона Вудруфа, узнавшего в 1985 году, что у него СПИД. Рон умер спустя семь лет, отдав все годы болезни организации подпольных «клубов покупателей». В них инфицированные приобретали запрещённые в США препараты, продлевающие жизнь. Статуэтка становится подтверждением даже не актёрской формы МакКонахи (если убрать физический аспект, то в «Киллере Джо» и «Маде» он как минимум не хуже), а правильности выбранного пути.
Вторая серия — после «Далласского клуба покупателей» — фантастического перевоплощения МакКонахи в человека с пустыми глазницами. В тандеме с близким другом Вуди Харрельсоном (который, кстати, был первым выбором продюсеров на роль Рона Вудруфа) они наводят такую магию в первом сезоне сериала HBO, что все сюжетные кульбиты и метафоры отходят на второй план и, чего уж там, меркнут.