Я была на съемочной площадке и видела, как процесс воссоздания невесомости вызывал у всех головную боль. У вас не было мысли, что раз уж действие происходит в недалеком будущем, то почему бы не ввести на МКС искусственную гравитацию и не заморачиваться всей этой дополнительной работой?
У продюсеров Дэвида Эллисона и Даны Голдберг создание в кадре невесомости изначально было во главе угла, и мы с самого первого дня вели по этому поводу ожесточенные споры. По сути наше кино очень легко сравнить с «Чужим». Но я сказал продюсерам, что я готов взяться за «Живое» только потому, что оно от «Чужого» отличается. Если действие фильма Ридли Скотта сосредоточено в нео-панковом, антиутопическом будущем, то у нас все происходит буквально завтра. Мы нашли воду на Марсе, мы вовсю используем роверы для исследования почвы на красной планете. Так что в кино показано то, что потенциально может случиться уже в любой момент. И вот эта мысль как раз делает нашу историю особенно ужасающей. Если бы мы внезапно решили ввести искусственную гравитацию на МКС, мы бы тут же отдалили все на много лет вперед, а это уже не так страшно, не так осязаемо.
К тому же мне очень понравилось создавать в кадре невесомость. Это интересный и увлекательный процесс, хоть и нелегкий. Ну и приятно идти по стопам таких заслуженных режиссеров, как Альфонсо Куарон, Кристофер Нолан и других, кто не побоялся этих трудностей.
Персонажи в фильме ведут очень противоречивую жизнь. С одной стороны, за каждым их словом и шагом следят с Земли, к ним приковано все внимание СМИ, и конференция транслируется на огромные экраны площадей — то есть они настоящие звезды. А с другой — они там, наверху, в холодном космосе, в высокотехнологичной консервной банке, в изоляции и полном одиночестве.
Знаете, я много разговаривал с астронавтами и нашел в них уйму интересного. Они моментально выделяются из толпы, и это заметно даже тогда, когда приезжаешь на территорию NASA — там все строения невысокие, ландшафт плоский, а посреди всего стоит огромная башня, на самом верху которой и обитают астронавты. Они, как Рапунцель, иногда спускаются со своей башни в нормальный мир, но уже даже на этом этапе они более-менее изолированы от мира. Да, они звезды, их имена знают школьники, они толкают науку и прогресс. Но их сажают в ракету, отправляют наверх и оставляют там наедине с собой, поэтому они часто страдают от депрессии, напрямую связанной с этой изоляцией. Именно это интересно в космической фантастике: вселенная огромная и страшная, но, тем не менее, большинство образцов этого жанра — клаустрофобические триллеры в замкнутом пространстве. «Чужой», «2001: Космическая одиссея», «Солярис», «Интерстеллар», «Пекло» — это же все так или иначе «фильмы про подводные лодки». Поэтому кино про космос традиционно получается гигантским и размашистым, но при этом камерным и тесным.
Вас вообще космос пугает или скорее завораживает?
Ох, пугает, еще как. Во многих смыслах космос очень похож на человеческую психику. Мне он видится таким же, как тревожное расстройство: одновременно очень замкнутым и бескрайним. В каких-то случаях при приступах тревоги теряется ориентация в пространстве, непонятно, где верх, а где низ. А в каких-то становится ужасно тесно, даже в самых больших помещениях. Так вот в космосе происходит и то, и другое, и еще много чего малоприятного. Я бы никогда и ни за что не полетел туда, даже если бы от этого зависела судьба человечества. Меня бы просто задушили панические атаки еще на взлете.
Кстати, о потере ориентации в пространстве... Фильм открывается потрясающей длинной сценой, снятой одним планом, в которой камера кружит вдоль и поперек МКС, знакомя нас с парящими в невесомости персонажами. Как вам вообще удалось это снять?
Да, там уж точно непонятно, где потолок, а где пол! У нас все декорации были построены так, что их можно крутить либо целиком, либо отдельными секциями. При этом специальные машины открывали стены, чтобы запустить в щель кран с камерой или трос с висящим на нем актером. Мы эту сцену снимали целый месяц, включая репетиции. Благо, нам в руки попал отличный оператор Шеймас МакГарви, которого дважды номинировали на «Оскар» за работу в фильмах Джо Райта. Помните тот знаменитый кадр без склеек в «Искуплении»? Вот, это все наш Шеймас. Когда я ему сказал, что у нас в фильме будет долгая сцена одним кадром, он сощурил глаза: «Так вот почему ты меня нанял, ах ты козел!» Он, конечно, повозмущался, но в итоге ему все это понравилось даже больше, чем нам всем!
Ученые вроде как должны быть умными, но мы часто видим, как в фантастических фильмах они ведут себя очень глупо и трогают своими руками неведомые инопланетные существа. Вот и тут то же самое...
Да, вы правы. Мне кажется, это напрямую связано с историей человечества. Когда европейцы высадились на американском континенте, почему они не могли нормально обращаться с местными жителями, а тут же кинулись их истреблять? Еще на заре человечества, когда существовало одновременно 20 разных видов «сапиенсов», только лишь «хомо сапиенсы» ходили с одной территории на другую и убивали всех вокруг. Так что, по-моему, это вполне соответствует человеческой природе — трогать все подряд и лезть своими пальцами, куда не просят, будь то это в прямом или переносном смысле. Вести себя глупо — это очень по-человечески.
Тот факт, что недавно обнаружили новую солнечную систему, подобную нашей, открывает много возможностей для инопланетного контакта. Как думаете, как нам лучше всего вести себя с потенциальной новой формой жизни?
Думаю, нам будет нелегко наладить коммуникацию. И вообще, прежде чем пытаться познать инопланетный разум, неплохо бы нам для начала познать самих себя. Я 2 года назад стал отцом, а родительство сильно меняет наши представления о самих себе. Я пересматриваю собственный взгляд на многие вещи и часто думаю над тем, каким я хочу и должен видеться собственной дочери, какие ценности должен для нее воплощать. То же самое и с инопланетными существами: если уж мы собираемся с ними общаться, нам надо сначала понять, какими мы хотим перед ними предстать, и определиться с собственными ценностями.
Интересно, что вот у Келвина выросли мышцы, которые одновременно его же мозг. То есть грубая сила и тонкий ум слиты в одно — необычный и многозначительный концепт.
Точно, но это не я придумал, это было в сценарии. Я же при создании образа Келвина обратился к генетику, одному из лучших в Британии, и попросил его, исходя из этих данных, описать процесс эволюции на Марсе. Потом я позвал граффитчика из Швеции, поместил его вместе с генетиком в одну комнату, запер, спрятал ключ и ушел. Они там месяц убивали друг друга, а потом вышли оттуда и показали мне эксиз Келвина. Я сказал: «Нет, не пойдет, возвращайтесь обратно и работайте дальше». Короче, они меня еще долго будут вспоминать! Но в итоге у них получился действительно запоминающийся образ, который за несколько дней проходит весь процесс эволюции своего вида.
Кстати, а как вам кажется, почему добрые пришельцы никого больше не интересуют? Сейчас все больше снимают фильмы про межзвездных агрессоров, за исключением разве что полезных членистоногих из «Прибытия». И Келвин у вас получился инопланетным злом.
Я, конечно, полностью отдаю это на откуп зрительской интерпретации, но я лично не воспринимаю Келвина как зло. Когда экипаж только знакомится с ним и обращается с ним по-доброму, он отвечает им тем же. Так что тут дело все в том, как люди ведут себя, когда сталкиваются с чем-то неизведанным. Чаще всего в таких случаях мы проявляем враждебность, и это всего лишь следствие доведенного до абсурда инстинкта самосохранения. А Келвин — он как ребенок. Если ребенка обижать, совершенно справедливо, что он нарастит мышцы и кинется обижать вас в ответ. Главное тут — это не то, что произойдет с нами после столкновения с неизведанным, а то, что произойдет с неизведанным после столкновения с нами. И на протяжении всего фильма то тут, то там раскиданы небольшие намеки, когда один из персонажей говорит что-то вроде «он не виноват, это мы его таким создали». Примерно то же самое можно наблюдать, если взглянуть на нынешнюю политическую ситуацию в мире. Возможно, в процветании того, что нам кажется возмутительным, агрессивным и враждебным, мы сами же и виноваты.
То есть вы согласны с персонажем Джейка Джилленхола, который говорит: «Я не хочу возвращаться на Землю, потому что мне не нравится, что мы там друг с другом делаем»?
Да, ужасные вещи происходят. С притоком беженцев и мигрантов с востока, наше общество все больше и больше становится праворадикальным. И в этом состоит ирония этой фразы: Джейку не нравится то, что мы друг с другом делаем на Земле, при этом примерно то же самое они делают с Келвином на МКС. То есть пестуют свой страх перед чужим и неизведанным.
При этом на МКС как раз царит полный интернационал. Весь экипаж из разных стран, там есть и мужчины, и женщины. Это вы намеренно создали персонажей такими, что неважно, какой они национальности и какого пола, и что перед нами просто люди?
Вы знаете, я сам фактически беженец. Мои родители сбежали из Чили от режима Пиночета. Я родился и вырос в Швеции в довольно-таки расистском обществе. Потом мы оттуда уехали, и я жил в Африке 12 лет. Поэтому для меня люди — это люди. У них нет национальности, цвета кожи, пола, религиозной принадлежности. Я даже чувствую себя немного неловко, когда мне говорят, мол, как классно, что у вас в фильме аж две женщины, и обе такие сильные и крутые. Ну, ничего же особенного, женщинами в космосе никого не удивишь. Сильными и крутыми женщинами — тем более.
И все-таки мы, россияне, немножко гордимся участием в вашем проекте Ольги Дыховичной. Как вы ее нашли?
У нее довольно большая и важная роль, она — командир экипажа, так что считается за двоих! Мы кинули клич по российским кастинговым агентствам в поисках актрисы, и Ольга мне показалась наиболее подходящим вариантом. Она прекрасная актриса, очень естественная, и ей все дается легко, благодаря ее таланту, вдумчивости и работоспособности. Для меня она новая Марион Котийяр.
Как думаете, есть у нее будущее в Голливуде?
Однозначно, только если она этого захочет. Хотят, кстати, не все, но я желаю Ольге удачи во всех ее начинаниях.
Даниэль Эспиноса: «Вести себя глупо — это очень по-человечески»
Камерный триллер «Живое» после первых же показов вызвал волну позитивных отзывов. Режиссеру Даниэлю Эспиносе явно удалось и как следует напугать, и развлечь зрителей, и даже заставить их задуматься. «Киномания» встретилась с ним перед премьерой в Лондоне.
21 МАРТА 2017
Текст: Заира Озова

Далее по теме

Политика дня. Кристофера Нолана обвинили в поддержке «жестоких репрессий» из-за съёмок «Одиссеи» в оккупированной Западной Сахаре
У «Одиссеи» Кристофера Нолана проблемы: съёмки фильма на территории Западной Сахары близ города Дахла привели к тому, что режиссёра обвинили в поддержке оккупационного режима Марокко и «жестоких репрессий». Обвинение предъявили организаторы Международного кинофестиваля в Западной Сахаре (FiSahara), который проводится на территории лагерей беженцев сахарави в Алжире. От Нолана потребовали немедленно прекратить съёмки «Одиссеи» в оккупированной части Западной Сахары. В заявлении FiSahara говорится: Дахла — не просто красивое место с кинематографичными песчаными дюнами. Прежде всего это оккупированный, милитаризованный город, коренное население которого подвергается жестоким репрессиям со стороны марокканских оккупационных сил. Снимая часть «Одиссеи» на оккупированной территории, которую организация «Репортёры без границ» называет «новостной чёрной дырой», Нолан и его команда способствуют — возможно, непреднамеренно и неосознанно — репрессиям в отношении народа Сахары со стороны Марокко. Живописная территория близ прибрежного города Дахла действительно в последнее время стала центром притяжения для западных кинематографистов — например, здесь снимался сериал Amazon «Колесо времени». Марокко контролирует Дахлу с 1979 года, но юридически территория не принадлежат североафриканской стране. При этом США и Великобритания входят в число государств, поддержавших претензии марокканцев на эти земли. Также в заявлении FiSahara сделано предположение, что Нолан и съёмочная группа «Одиссеи» недостаточно осведомлены о положении дел в регионе: Мы уверены, что Нолан и его команда пришли бы в ужас, если бы осознали все последствия съёмок такого нашумевшего фильма на землях, коренные народы которых не имеют возможности снимать свои собственные фильмы в условиях оккупации. Марокко регулярно рекламирует культурное наследие сахарави как своё собственное. Они организовали кинофестиваль в Дахле, чтобы противостоять нашему фестивалю, и снимают высокобюджетные фильмы, в которых Западная Сахара представлена как часть Марокко. Однако сахарави, пытающиеся снимать кино о своей жизни, подвергаются преследованиям и вынуждены работать подпольно. Кристофер Нолан и студия Universal пока не дали никаких комментариев. «Одиссея» станет первым в истории полнометражным игровым фильмом, полностью снятым на Imax-камеры. Премьера экранизации гомеровского эпоса назначена на 17 июля 2026 года.
29 ИЮЛЯ

Режиссёр дня. Илья Найшуллер может снять сиквел «Дома у дороги» вместо самоустранившегося Гая Ричи
В Amazon MGM Studios начали переговоры с Ильёй Найшуллером насчёт постановки боевика «Дом у дороги 2». Шанс, что стороны ударят по рукам, достаточно велик: в Amazon довольны предыдущим опытом сотрудничества с россиянином — его комедийный экшен «Главы государств» стал хитом Prime Video, возглавляя топ фильмов на протяжении трёх недель. Сиквел «Дома у дороги» за время подготовки к производству успел осиротеть дважды. Изначально его отказался ставить режиссёр первой части Даг Лайман: у него испортились отношения с Amazon после того, как сервис выпустил «Дом у дороги» сразу на Prime Video, хотя постановщик рассчитывал на театральный прокат. А Гай Ричи, с которым о постановке «Дома у дороги 2» договорились в конце апреля, ушёл по собственному пару недель назад. Главная роль по-прежнему закреплена за Джейком Джилленхолом — он снова перевоплотится в бывшего бойца UFC, ставшего вышибалой в придорожном заведении на Флорида-Кис и разобравшегося с местными бандитами. Недавно стало известно, что роль в сиквеле (неизвестно, какую именно) предложили Дэйву Батисте. Сценарий написал Уилл Билл, автор «Полицейского из Беверли-Хиллз 4». Первый «Дом у дороги» (ремейк одноимённого культового боевика 1980-х с Патриком Суэйзи в главной роли) за первые восемь недель на Prime Video набрал по всему миру внушительные 80 миллионов просмотров. Съёмки «Дома у дороги 2» планируется начать осенью этого года.
24 ИЮЛЯ

Комикс дня. Джонни Депп поучаствовал в создании графического романа «Хайд», который издаст Ридли Скотт
Компания Mechanical Cake и Ридли Скотт привлекли Джонни Деппа к созданию графического романа «Хайд» (Hyde), основанного на повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В мире комикса мистер Хайд окончательно победил доктора Джекила, дал волю страстям (в пресс-релизе сказано, что персонаж будет «свободно и непринуждённо исследовать свои тёмные наклонности») и решил с помощью сыворотки доктора извлечь «хайдов» из других людей. Хайда срисовали с Деппа, но этим вклад актёра в создание комикса не ограничился: он участвовал практически во всех аспектах работы над проектом. Комикс в двух томах создали сценаристы Джесси Негрон (он же глава Mechanical Cake) и Джо Мацумото, редактор Дэйв Эллиотт и художники Гэри Эрскин и Крис Уэстон. «Хайда» уже на этой неделе представят на Comic-Con’e в Сан-Диего, а в продажу графический роман поступит к Хэллоуину. Скотт также работает вместе с Mechanical Cake ещё над двумя комиксами — криминальным сайфаем «Модвилль» и скандинавской военной историей «Ник».
23 ИЮЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
30 ИЮЛЯ

Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
1 АВГУСТА, 16:45

Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера
31 ИЮЛЯ

«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?
28 ИЮЛЯ