Поющие монахини, альпийские луга и флаги со свастиками. «Звукам музыки» — 60 лет

2 марта 1965 года мир впервые увидел получивший невероятный успех музыкальный фильм в главных ролях с Джули Эндрюс и Кристофером Пламмером о любви, монашках, эдельвейсе и аншлюсе. Лучший мюзикл в истории или старомодная сентиментальная чушь? KNMN пытается разобраться
Поющие монахини, альпийские луга и флаги со свастиками. «Звукам музыки» — 60 лет

Самый успешный мюзикл в истории кино

 

В конце наполненных проблемами съёмок «Звуков музыки» — после того, как вертолёт в очередной раз чуть не сбил Джули Эндрюс с ног и после того, как дождь вновь разрушил график и бюджет — английская актриса пришла к неожиданному выводу. «Попахивает успехом», — сказала Эндрюс. Она оказалась права. Киномюзикл 1965 года был настолько феноменально популярен, что его прозвали «Звуком денег» и «Монетным двором». Фильм шел в американских кинотеатрах 4,5 года, прежде чем студия сняла его с проката. В Англии спрос на него был настолько неутолим, что демонстрировавшийся с антрактом трёхчасовой блокбастер установил рекорд, продержавшись в лондонском кинотеатре 170 недель подряд.

Саундтрек к фильму «Звуки музыки» занял первое место в чартах Billboard 13 ноября 1965 года, опередив альбом “Help!” группы The Beatles. Позже саундтрек стал самым продаваемым альбомом 1966 года
Саундтрек к фильму «Звуки музыки» занял первое место в чартах Billboard 13 ноября 1965 года, опередив альбом “Help!” группы The Beatles. Позже саундтрек стал самым продаваемым альбомом 1966 года

Премьера фильма состоялась 2 марта 1965 года в театре «Риволи» на Бродвее перед зрителями, среди которых были Фред Астер, Бетт Дэвис, Сальвадор Дали и Фрэнк Синатра, сообщается в биографии Эндрюс. Именно Дэвис сообщила главной актрисе фильма: «Вся киноиндустрия влюблена в тебя!». На какое-то время «Звуки музыки», ставшие кинособытием года, сместили «Унесённых ветром» с первого места в местном американском кинопрокате за всё время, и сейчас, с учётом инфляции, они занимают третье место, уступая лишь тем же «Унесённым ветром» и фильму «Звездные войны: Эпизод IV - Новая надежда».

 

Мюзикл мог снимать другой режиссёр с другими актёрами

 

Первоначально режиссером фильма был назначен Уильям Уайлер, швейцарско-немецкий еврей, получивший три «Оскара» за лучшую режиссуру. Он планировал, что в фильме будет гораздо больше нацистов, свастик и ликующих австрийских толп, приветствующих аншлюс в финальном отрезке фильма. Но в итоге Уайлер, на тот момент страдавший потерей слуха, решил снимать тревожный психологический триллер «Коллекционер», а режиссером согласился быть Роберт Уайз, под руководством которого киноверсия мюзикла «Вестсайдская история» получила 10 «Оскаров».

Специально для этого фильма Джули Эндрюс пришлось научиться играть на гитаре
Специально для этого фильма Джули Эндрюс пришлось научиться играть на гитаре

На роль Марии всерьез рассматривалась Одри Хепберн, а также Дорис Дэй, Лесли Карон, Энн Бэнкрофт и Грейс Келли. Но когда в распоряжении создателей фильма оказались кадры с Эндрюс в картине «Мэри Поппинс», выбор пал на неё. Более того, когда студия наконец предложила Джули Эндрюс эту роль, актриса едва не отказалась, опасаясь, что героиня будет слишком похожа на ту, которую она только что сыграла. К тому же бродвейский мюзикл, лёгший в основу фильма, не произвёл на неё особого впечатления. На роль капитана фон Траппа пробовался Уолтер Маттау, также на эту роль претендовали Юл Бриннер, Шон Коннери и Бинг Кросби. Но в итоге на роль был выбран Кристофер Пламмер — за ту опасность, которую он мог придать роли капитана.

 

Предпосылкой успеха стало неспокойное время и знакомые песни

 

Многие бэби-бумеры (нынче дедушки и бабушки) помнят, как одевались в воскресные наряды и отправлялись с семьей в старомодные кинозалы, чтобы посмотреть картину, рекламируемую как «Самый счастливый звук на свете». В «Звуках музыки» было всё — основа из реальных фактов, торжественная музыка Роджерса и Хаммерстайна, захватывающие дух альпийские пейзажи, и, конечно же, триумф над нацистами. Но режиссёр фильма Роберт Уайз считал, что главный рецепт успеха — это тайминг. «Газеты в 1965 году пестрели заголовками о войне во Вьетнаме, по стране начиналась культурная революция, и люди нуждались в старомодных идеалах, за которые можно было бы держаться. Кинозрители были готовы к такому фильму, а, возможно даже жаждали его, — сообщил он в предисловии к книге «Звуки музыки - создание любимого фильма Америки» Джулии Антопол Хирш.

Работа над номером «Do-Re-Mi», на который приходится около девяти минут экранного времени, заняла почти два месяца
Работа над номером «Do-Re-Mi», на который приходится около девяти минут экранного времени, заняла почти два месяца

Успеху помогло и уже знакомое зрителям название — до выхода фильма «Звуки музыки» были бродвейским мюзиклом. Он открылся в ноябре 1959 года, принес звезде Мэри Мартин премию «Тони» и выдержал 1 443 представления. Президент компании Twentieth Century Fox увидел мюзикл в ночь премьеры и, по слухам, был растроган до слез. В июне 1960 года студия купила права на экранизацию за 1,25 миллиона долларов, получив 10 процентов от валового сбора. Спустя более десяти лет после выхода фильма на экраны канал ABC заплатил 15 миллионов долларов — что почти вдвое превышало бюджет фильма в 8 миллионов долларов, — чтобы один раз показать «Звуки музыки» по телевидению.

 

Реальная история семьи фон Трапп отличается от кинематографической

 

Сюжет «Звуков музыки», мягко говоря, совсем несложен. Послушница-католичка Мария устраивается гувернанткой в дом овдовевшего капитана военно-морского флота, чтобы ухаживать за его семерыми детьми. Приобщая детей к музыке, Мария влюбляется в их отца и выходит за него замуж. Однако в 1938 году нацистская Германия аннексирует Австрию в свой состав (на немецком языке это понятие и называется «аншлюс») и принципиальный капитан вместе со своей поющей семьёй вынужден бежать из страны.

 

Австрийская многодетная семья действительно покинула страну с одним ранцем на каждого — но сделала это, спокойно сев на поезд до Италии, а не переходя пешком через Альпы в Швейцарию, до которой от Зальцбурга идти километров сто. После того как фон Траппы бежали из Австрии, их дом занял Генрих Гиммлер, один из ключевых деятелей нацистской партии. Адольф Гитлер лично несколько раз навещал Гиммлера в этом доме. Богатство семьи в фильме тоже преувеличено — фон Траппы задумались о том, чтобы петь на сцене как раз из-за нехватки средств, серьёзно пошатнувшихся во время глобальной депрессии начала 1930-х. А пела семья фон Траппов задолго до прибытия в их дом Марии в 1926 году. В 1949 году Мария фон Трапп (в девичестве Кутчера) выпустила книгу «История поющей семьи фон Трапп», а в 1955 году из-за нехватки денег продала права на экранизацию немецкому кинопродюсеру Вольфгангу Рейнхардту за 9 000 долларов. Она и её семья не получили никаких гонораров ни от двух последующих немецких фильмов, основанных на приключениях семьи фон Трапп, ни от бродвейской постановки «Звуков музыки», которая шла более трех лет, ни от киноверсии.

Рональд Рейган был большим поклонником фильма. Согласно биографии, написанной Ричардом Ривзом, президент США однажды уклонился от подготовки к саммиту глав стран семёрки, сказав Джиму Бейкеру, тогдашнему руководителю его аппарата: «Джим, вчера вечером показывали „Звуки музыки“»
Рональд Рейган был большим поклонником фильма. Согласно биографии, написанной Ричардом Ривзом, президент США однажды уклонился от подготовки к саммиту глав стран семёрки, сказав Джиму Бейкеру, тогдашнему руководителю его аппарата: «Джим, вчера вечером показывали „Звуки музыки“»

На самом деле «Звуки музыки» стали хитом везде, кроме самой Австрии — страны, поставленной в крайне неудобное положение его успехом. Когда только фильм вышел в Европе, знаменитые австрийские эмигранты Голливуда — многие из которых бежали от нацистов — были шокированы оправдательным изображением своих бывших соотечественников, сотрудничавших с ними. Питер Лорре, Марлен Дитрих, Ева Габор, Билли Уайлдер открыто выступали против фильма, что побудило студию снять его с проката в европейских кинотеатрах. В фильме «Звуки музыки» во время аншлюса улицы города пустеют, и жители в ужасе прячутся в своих домах. На самом деле всё было ровно наоборот: улицы Зальцбурга были полны ликующих горожан, размахивающих флагами со свастиками и готовящихся терроризировать своих соотечественников-евреев. Хотя из самого фильма совершеннно неясно, какая угроза исходит от нацистов и почему капитан фон Трапп так недоволен, когда мальчишка-разносчик приветствует его зигой. Как говорит девочка Марта, «Чёрный паук на флаге, наверное, заставляет людей нервничать». Известный словенский философ Славой Жижек зашёл дальше других и объяснил, что этот внешне антинацистский фильм на самом деле показывает сопротивление честного фашистского народа Австрии против «захвата упаднического еврейского космополитизма». А его популярность обусловлена тем, что он «обращается к нашим тайным фашистским мечтам».

Настоящая Мария, которая к моменту съемок уже давно была вдовой, сделала комплимент Кристоферу Пламмеру, сказав, что он гораздо красивее её мужа
Настоящая Мария, которая к моменту съемок уже давно была вдовой, сделала комплимент Кристоферу Пламмеру, сказав, что он гораздо красивее её мужа

«Звуки музыки» рисуют образ австрийцев как первых жертв и даже героических противников нацистского режима, что было очень далеко от реального положения дел. Одновременно с этим мюзикл умудряется создать оскорбительный для нации стереотип — каждый австриец должен бегать в кожаных шортах ледерхозе по альпийским лугам и выть йодлем. И песня про цветок эдельвейс не является ни национальным гимном Австрии, ни народной песней. Её, написанную американцем Оскаром Хаммерстайном для мюзикла, в Австрии никто особо и не знает. В последние годы жители Зальцбурга всё же смирились с фактом неоспоримого успеха фильма и включили места его съёмок в список национальных достопримечательностей — деньги туристов ещё никому не мешали.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Но власти Зальцбурга всё же проявили принципиальность в одном — не позволили увековечить имя Марии фон Трапп, в реальной жизни не кружившейся самозабвенно по горным полям, а применявшей телесные наказания по отношению к своей музыкальной группе, состоявшей из детей. Когда пришёл запрос на то, чтобы одна из городских троп была названа именем фон Трапп, пресс-секретарь мэрии Зальцбурга обосновал отказ следующим образом: «С одной стороны, заслуги Марии фон Трапп перед Зальцбургом не вызывают сомнений, но с другой стороны, если заглянуть в её автобиографию, то можно прочитать, как она воспитывала детей Траппов, а там было слишком много насилия над детьми. Мы не можем принять такое поведение сегодня, поэтому решили не называть улицу в честь Марии фон Трапп». Упс. Надо ли говорить, что в фильме сцены рукоприкладства в отношении детей отсутствуют начисто.

 

Высокопоставленные критики теряли работу из-за нападок на мюзикл

 

Несмотря на оглушительный успех «Звуков музыки», ряд критиков разнесли мюзикл в пух и прах, лишившись при этом работы. Полин Кейл, впоследствии сотрудница New Yorker и одна из самых влиятельных кинокритиков в мире, назвала «Звуки музыки» «покрытой сахарной глазурью ложью, которую люди, похоже, хотят есть», в результате чего ее уволили из журнала McCall's. Писательница Джоан Дидион аналогично выступила в своей колонке про кино для американского Vogue — её гнев вызвало предположение, что «история не должна происходить с людьми», что можно просто «насвистеть весёлую мелодию, и аншлюс останется позади», вскоре после чего работодатель расторг с ней контракт. Один из рецензентов был уверен, что «Звуки музыки» вернут кинозрителям веру в кино и даже в человечество, но многие называли фильм приторным, банальным и старомодным. Газета «Нью-Йорк Таймс» отметила, что большинство взрослых актёров, включая Кристофера Пламмера, играли «довольно ужасно».

Кристофер Пламмер тоже освоил гитару для своей роли, но гитара (как и его вокал) в фильме были переозвучены
Кристофер Пламмер тоже освоил гитару для своей роли, но гитара (как и его вокал) в фильме были переозвучены

Сам Пламмер, которому на момент съёмок в фильме было 36 лет, был единодушен с критиками в своей нелюбви к фильму. Он считал роль капитана фон Траппа самой сложной за всю свою долгую карьеру — так как ему приходилось прилагать невероятные усилия и часто искать спасение в бутылке, чтобы вложить хотя бы малую толику юмора в роль в этом «ужасном, сентиментальном и липком фильме». Но негодование по поводу фильма и своего персонажа (а так же раздражение из-за постоянного общения с Эндрюс, которую Пламмер прозвал «мисс Дисней») не помешало признанному актёру с блеском отыграть роль капитана, настроенного резко против разгорающихся в обществе нацистских симпатий — а Кель в своём отзыве всё же нашла для него пару ласковых слов, назвав его игру «зловещей и в высшей степени декадентской».

 

«Звуки музыки» продолжают до сих пор приносить деньги и успокоение людям

«Звуки музыки» — любимый фильм Сета Макфарлейна. Он часто пародировал его в своем мультсериалы «Гриффины» (1999)
«Звуки музыки» — любимый фильм Сета Макфарлейна. Он часто пародировал его в своем мультсериалы «Гриффины» (1999)

Самым ярким моментом на церемонии вручения премии «Оскар» в 2015 году стало исполнение Леди Гагой попурри в честь 50-летия «Звуков музыки». Не чуждая авангардным ходам поп-звезда, кружась в белом бальном платье, со старательным английским акцентом исполнила «My Favourite Things». Той же самой песней был вдохновлён и хит Арианы Гранде «7 Rings» 2019 года на тему праздного потребления. Песня написана Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном II, и Ариана согласилась отписывать им (вернее, их семьям — авторов нет в живых уже очень долгое время) 90 процентов роялтиз. Это довольно немаленькая сумма, учитывая, что у песни почти 2,5 миллиарда стримов на Spotify. А за три года до этого Ариана, ещё не став звездой своего собственного мюзикла «Злая», упоительно косплеила Джули Эндрюс в скетче Saturday Night Live.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Певица Гранде стала далеко не первой, кто с удовольствием примерял на себя монашеские костюмы и распевал песни из фильма — в конце прошлого века такие тематические вечеринки были мейнстримом. «Звуки музыки» называют и в числе фильмов, лежавших в основе поджанра эротических еврохорроров «нансплотейшен» (nunsploitation) — популярный в 1970-х сюжет о непослушных монахинях, разрывающимися между верностью Богу и своими плотскими желаниями.

Когда этот фильм вышел в Южной Корее, он имел такой большой успех, что в некоторых кинотеатрах его показывали по четыре-пять раз в день. Один владелец кинотеатра в Сеуле попытался найти способ показывать «Звуки музыки» еще чаще, чтобы привлечь больше зрителей. Поэтому он вырезал все музыкальные номера
Когда этот фильм вышел в Южной Корее, он имел такой большой успех, что в некоторых кинотеатрах его показывали по четыре-пять раз в день. Один владелец кинотеатра в Сеуле попытался найти способ показывать «Звуки музыки» еще чаще, чтобы привлечь больше зрителей. Поэтому он вырезал все музыкальные номера

Однако есть и гораздо более актуальное применение этому фильму. Известно, что в разгар Холодной войны в 1980-х «Звуки музыки» входили в серию заготовленных программ, которые телекомпания Бибиси держала наготове, чтобы проигрывать по кругу в случае ядерного удара. «Мы можем еще больше осознать, как нас превратили в эмоциональных эстетствующих имбецилов, когда услышим самих себя, напевающих эти тошнотворные добренькие песенки», — возмущалась Полин Кейл в своей рецензии на «Звуки музыки». Но какой другой фильм включать после ядерного взрыва, госпожа Кейл сообщить так и не удосужилась. 
 

Поделиться