Рецензия на фильм

В первые десятилетия ХХ века отель «Гранд Будапешт» в Зубровке (загадочная страна где-то в Восточной Европе) переживал свои лучшие годы. От богатых постояльцев не было отбоя, а простым смертным приходилось бронировать номера за много месяцев до въезда. Период расцвета был напрямую связан с легендарным консьержем Густавом Х. (Рэйф Файнс), умеющим найти подход к любому клиенту. После неожиданной смерти мадам Селин Вилленев Десгоффе унд Таксис (Тильда Суинтон), близкой подруги Густава, консьерж, вместе со своим новым помощником Зеро Мустафой (Тони Револори), становится объектом охоты со стороны кровожадных родственников покойной. Делать нечего, приходится заметать следы, попутно разбираясь в побудительных мотивах своих преследователей... 


Режиссёр Уэс Андерсон, переживающий в последние годы новый творческий подъём (из этого, конечно, не следует, что до «Бесподобного мистера Фокса» было что-то не так; всё было отлично, но иначе), продолжает гнуть линию перепредуманного магического реализма, в котором вполне правдоподобная действительность подана в едва ли не сказочных тонах. Более точное описание создаваемой американцем атмосферы не представляется возможным, но зрители «Королевства полной луны» прекрасно поймут, что именно имеется в виду. Стилистически «Гранд Будапешт» не просто фильм-побратим предыдущей картины Андерсона, но и своеобразное продолжение, в котором нащупанные прежде интонации и нюансировки получают развитие и художественное воплощение. 

Во время работы над сценарием режиссёр вдохновлялся прозой Стефана Цвейга, писателя, любившего поразмышлять о превратностях человеческих судеб, что в полной мере находит отражение и в «Гранд Будапеште». С той важной оговоркой, что помимо житейских сальто-мортале Густава Х. и Зеро Мустафы Андерсона в не меньшей степени занимает и ситуация в межвоенный период Западной Европы, который он трогательно осмысляет посредством абсурдистского юмора и сентиментальных (само собой, не обошлось без истории любви) треволнений. 

В какой-то момент выдающиеся формальные изыски подчиняют себе сюжет, но, к счастью, ненадолго. Впрочем, подобный перекос вряд ли вызовет раздражение даже у самой взыскательной публики. Режиссёр Андерсон, если вдуматься, всегда рассказывал предельно простые истории, но делал это с головокружительной фантазией, за которую можно было простить абсолютно всё. В «Гранд Будапеште» прощать Уэсу нечего. Можно лишь восхищаться.

Поделиться