Канал ТНТ позиционируется как развлекательный. Между тем уже полтора года выходит «Открытый показ», где можно посмотреть серьезное, нередко очень артхаусное кино. Как и зачем вы все это затеяли?
Желание запустить что-то такое возникло давным-давно, мы эту идею обсуждали и с Романом Петренко (председатель совета директоров ОАО «ТНТ-Телесеть». — Прим. ред.), и с Сашей Дулерайном (генеральный продюсер ТНТ — Прим. ред.). Мы понимали, что этот пласт — модные арт-фильмы — вообще-то отлично попадает под нашу аудиторию. Может, речь не о 17-летних, а о тех, кому ближе к 30-ти, но все равно это хорошее попадание. Когда-то была отдушина — «Закрытый показ» на «Первом». Но программа закрылась, стало негде вообще показывать эти фильмы. А ленты-то хорошие, просто они никогда в жизни не будут собирать нигде в прайм-тайме. В итоге благодаря энергии и желанию Игоря Мишина (продюсер фильмов «Орлеан», «Овсянки», генерального директора ТНТ — Прим. ред.), который сам большой поклонник подобного кинематографа, появилась такая программа.
Вы говорите о попадании в аудиторию с точки зрения возраста, но ведь не вкусов же? На ваш взгляд, возможно как-то развить, перевоспитать уже имеющегося зрителя? Из условного поклонника «Дома 2», наверное, не получится условный фанат фильмов Федорченко?
Федорченко или, скажем, Сокурова, наверное, все же нет. С подобными режиссерами будет сложновато. Трехчасовой «Фауст» не зайдет ни зрителям «Дома 2», ни даже многим любителям серьезного кино. Но даже сам «Дом 2» смотрят люди очень разные, то есть переход с него на арт-фильмы — явление нормальное. Просто не нужно думать, что артхаус — это исключительно скучное кино, которое нужно только хипстерам и выпендрежникам. Авторское кино очень разное, его объединяет то, что это «нестандарт» для прайм-тайма. Но каждый из этих фильмов заслуживает найти своего зрителя.
Сейчас вы, так сказать, «повысили» эти фильмы — до ночного слота в субботу, а не в воскресенье. С чем связано перемещение «Открытого показа»? В Facebook вы написали, что это было сделано «по многочисленным просьбам» зрителей.
Правда, было огромное количество писем от зрителей. Все жаловались, что единственный слот, показывающий российское кино, которое невозможно посмотреть в кинотеатрах — час ночи в воскресенье. Люди работают, и перед работой начинаться смотреть двух- или трехчасовой непростой фильм, конечно, невозможно. Мы запустились в воскресенье, убедились, что желание смотреть такое кино есть, и решили, что хватит мучить бедных зрителей.
Предполагается, что перенос приведет к росту рейтингов?
Безусловно. Мы еще так хитро сделали: поставили «Открытый показ» сразу после повтора нашей программы «Такое кино». А там мы как раз рассказываем, что будет на «Показе». То есть теперь у фильма будет небольшое пятиминутное предисловие. Думаю, все это вместе сработает, да и в субботу все же легче кино смотреть.
Совсем недавно «Бюллетень кинопрокатчика» писал, что ранее у «Открытого показа» рейтинги были выше. В качестве возможной причины их снижения упоминалось, что изначально в программе показывали российское кино, а теперь — зарубежное. Есть ли действительно такая прямая связь?
Было сложно конкурировать с блокбастерами, которые часто шли параллельно с «Открытым показом», и тут мы ничего поделать не можем. Но в целом я не согласен с тем, что западное кино идет хуже, у него тоже бывают взлеты. А сейчас и вообще лето — аудитория, смотрящая телевизор вообще уменьшается, к тому же мы временно отказались от анонсов.
А когда вообще зарубежные ленты стали появляться в «Открытом показе»?
Когда закончились русские премьеры. Начало этого года было на отечественных повторах, а потом мы поняли, что новые российские фильмы лучше отложить на осень и показать их подряд. Поэтому взялись за западное кино.
Какой из показов за эти полтора года вы считаете наиболее «выстрелившим»? Не в плане рейтингов, а с вашей личной и профессиональной точки зрения.
Я считаю, что поставить премьеры фильмов фон Триера — это было круто. Три ленты показали: «Антихриста» и обе «Нимфоманки». Это в каком-то смысле революция: не побояться поставить такое кино на крупном канале, который номер один по аудитории 14–44.
С такими лентами, наверное, связано не мало проблем. Нецензурная лексика и т.п. Что вы делаете с картинами 18+, чтобы показать их зрителям?
Заглушаем мат. За полтора года существования «Открытого показа» чуть-чуть подрезали только три фильма — как раз Триера. Причем правки минимальные, буквально по секунде, просто чтобы ничего на экран не вываливалось. Чтобы женщин, только что посмотревших «Дом 2», не хватил удар. (Смеется.) Редактуры фактически нет.
Ваш вкус является приоритетным аргументом в пользу фильма? Или в «Открытом показе» возможно появление того, что вам лично не понравилось, но способно вызвать интерес у зрителей?
Вкусы, конечно, отражаются, не могу это отрицать. Например, я до сих пор стою перед моральной дилеммой по поводу российского фильма «Берцы». Душа к нему не лежит. Там такое жуткое насилие, которое, может, и объясняется, но мне все же претит немного. Но я, конечно, наступаю на горло собственной песне, если мне фильм не нравится, а при этом вижу, что он имеет шансы собрать и вообще бьет в нашу аудиторию.
Есть ли смотры и фестивали, на которые вы обращаете наиболее пристальное внимание? Скажем, победители «Санденса» почти автоматически попадают в список потенциальных фильмов «Открытого показа»?
Самый знаковый для нас, безусловно, «Кинотавр». Именно там собираются все лучшие отечественные ленты. А вот среди зарубежных такого фестиваля нет. Мы стараемся отбирать лучшее авторское кино, которое может быть интересно широкому кругу зрителей, а победители международных смотров далеко не всегда отвечают этому условию.
А есть ли картины, которые вам бы очень хотелось увидеть на канале, но пока почему-то не сложилось?
Таких фильмов много! Мечтаю, например, показать фильм «Дура» и «Измену» Серебренникова. Но у «Открытого показа» очень небольшие бюджеты, денег там нет, рекламы мало, рубрика не спонсорская. На ней мы если что-то и зарабатываем, то только имидж. Поэтому правообладателям я много за фильмы предложить не могу. В результате о части картин, которые я бы с удовольствием поставил, мы до сих пор не можем договориться. Отдельные компании предпочитают годами сидеть на киноленте, никуда его не отдавать, но не опускать цену. Таким образом и фильма никто не видит, и денег они не зарабатывают. Скажем, ленту «Околофутбола» ни один канал не показал — я, к сожалению, не могу договориться о сумме, которую готов заплатить за демонстрацию в час ночи.
Анонсированная на ближайшее время программа «Открытого показа», безусловно, очень любопытная, но, скажем так, довольно непредсказуемая: от прошлогодней комедии «Новейший завет» до классической ленты Дэнни Бойла «На игле», вышедшей 20 лет назад. Есть ли тут какая-то система?
Определенная система есть: прежде всего, мы берем те фильмы, которые нам самим нравятся, и, как нам кажется, подходят нашей молодежной аудитории. Конечно, предпочитаем свежие картины. «На игле» — старое кино, просто мы его очень любим — и купили его заодно в пакете с хорошими авторскими премьерами.
Появление на ТНТ «Открытого показа» совпало с началом экспериментов канала с киносериалами. Ну а «Измены» — это, пожалуй, главный и лучший отечественный телевизионный продукт последних лет.
Да, на ТЭФИ его тоже оценили, это приятно. «Измены», как и «Открытый показ», приводят на ТВ качественно иного зрителя: он не просто не смотрит ТНТ, он вообще не смотрит телевизор. Это своего рода маячки для более взрослой аудитории.
В чем причина успеха «Измен»? Можно, конечно, просто сказать, что сериал хороший, но были же какие-то конкретные факторы?
Это вообще другой уровень сериальной промышленности. У нас народ привык к сериалам, где менты либо вокруг дома бегают, либо в одной комнате сидят. Считалось: а зачем делать дорого, это же телек, люди и так будут смотреть. При этом мы видим, как изменилось телевидение в Америке, какие там снимаются сериалы — дороже, круче, звезднее. И мы тоже понемногу начинаем воспринимать телевидение не как низкое пошлое искусство, а как еще одну платформу, на которой можно делать умные, интересные и глубокие вещи.
Кроме того, «Измены» — очень качественно прописанная история, где много внимания уделяется персонажам. Каждый из героев — полноценная личность, всех узнаешь, каждый говорит реальным языком, это важно для сериала. Зрителю рассказывают интересную серьезную историю — честно, как другу, с юмором, с улыбкой, но не ерничая, не кривляясь. Плюс еще гениальные актеры, которые прекрасно вошли в роли, и Перельман, сделавший великолепную картинку. Мы поэтому сразу сказали: продолжения не будет. Это авторский сериал, сиквел его угробит.
«Изменами» вы настолько завысили планку, что теперь все ждут от ТНТ новых киносериалов как минимум сравнимых по масштабу и успеху. Каковы планы на осень: чего ждать?
Есть куча интересных проектов. Если мы говорим об «Изменах», то для их аудитории будет сериал «Ольга» с Яной Трояновой в главной роли. Это комедия, которая будет идти в праймовое время. «Ольга», как мне кажется, может объединить тех зрителей, которые любят просто поржать, и тех, кто любит над фильмом поразмышлять. Надеюсь, этот сериал станет большим хитом и западет в душу многим.
А сериальных героев в киноформат не планируете переводить? Ведь фильмы про них, сделанные как минимум на том же уровне, просто обязаны стать хитами.
Планируем. Странно было бы не планировать, имея на руках франшизы, которые буквально просятся на большой экран, будь то «Реальные пацаны», «Физрук», «Интерны», «Универ» или «Сладкая жизнь». У нас масса всем известных наименований. Просто мы движемся постепенно. У нас были «Самые лучшие фильмы», многими раскритикованные, но заработавшие огромные деньги. Планов громадье. В сентябре у нас «Жених» выйдет, посмотрим, как он сработает. Мы принимали очень активное участие в этом проекте, еще начиная со сценария. Будем надеяться, что осень принесет нам 20-30 миллионов долларов, и тогда уже будем размышлять над следующим шагом.
Владимир Воронов: «Мы тоже понемногу начинаем воспринимать телевидение не как низкое пошлое искусство»
С этой недели на канале ТНТ рубрика «Открытый показ», где демонстрируются артхаусные и вообще уникальные для телевидения ленты, переносится с уже привычной ночи воскресенья на субботу. Киномания встретилась с заместителем генерального директора по контенту телеканала Владимиром Вороновым, чтобы узнать, как именно отбираются фильмы для показа, что делать с фильмами 18+ на ТВ и что нас ждет в новом телесезоне.
8 ИЮЛЯ 2016
Текст: Сергей Оболонков

Далее по теме

Сайфай дня. Дэнни Бойл сообщил, что «Пекло» задумывалось как первая часть трилогии
Работа над сайфаем «Пекло» стоила Дэнни Бойлу титанических усилий: больше года он работал вместе с Алексом Гарлендом над сценарием (35 драфтов!), ещё год был потрачен на препродакшен, три месяца ушло на съёмки и, наконец, целый год продолжался постпродакшен. И в результате — кассовый провал ($38,9 млн мировых сборов при $40-миллионном бюджете). Бойл так вымотался, что зарёкся снимать фантастику. Однако теперь, спустя 18 лет после выхода «Пекла» на экраны, режиссёр смотрит на него иначе. Своими впечатлениями он поделился в интервью сайту Collider: Мне правда нравится этот фильм. Я вижу отдельные моменты и думаю: «Ух ты! Неужели это я снял?» И отвечаю сам себе: «Да, это ты!» Моя дочь его смотрела несколько лет назад. Я в это время был на кухне, но заглядывал, видел кое-какие отрывки и думал: «О, ну это довольно хорошо». Бойл также признался, что у него были куда более масштабные планы на эту историю, подтвердив, что «Пекло» должно было стать первой частью трилогии: Изначально Алекс написал ещё две части. Это должна была быть трилогия. Трилогия о планетах. И все истории, первая и ещё две, были связаны с Солнцем. У Алекса, что интересно, есть этот природный инстинкт рассказчика, который подталкивает его к тому, чтобы сочинять продолжающиеся, расширяющиеся истории. Вот почему «28 лет спустя» в итоге стал трилогией. В результате «Пекло», поначалу катастрофически недооценённое, со временем стало культовым и регулярно попадает в топы лучших фантастических фильмов как XXI века, так и всех времён.
10 ИЮНЯ

Воспоминание дня. На съёмках драмы «Мандерлей» Ларс фон Триер оскорблял отца Брайс Даллас Ховард, чтобы та разозлилась
В интервью британской The Times Брайс Даллас Ховард вспомнила об инциденте с Ларсом фон Триером на съёмках картины «Мандерлей». До полномасштабной вражды, как это было у датчанина с Бьорк на площадке «Танцующей в темноте», конечно дело не дошло, но свою конфликтную ситуацию Ховард всё же получила. Ховард сообщила, что фон Триер организовал для неё стрессовую ситуацию чуть ли не в первый же день съёмок. Как только Брайс прибыла на съёмочную площадку, датчанин, чтобы увидеть молодую актрису рассерженной, тут же принялся оскорбительно высказываться о её отце, режиссёре «Игр разума» и «Кода да Винчи» Роне Ховарде. Но Брайс оказалась крепким орешком: Он начал оскорблять меня: «Твой отец — ужасный режиссёр». Я спросила его: «Ларс, чего ты добиваешься?» Он ответил: «Хочу увидеть твоё сердитое лицо. Я ещё не знаю, как оно выглядит». Но оскорбления в адрес Рона Ховарда фон Триеру достичь цели не помогли, поэтому он прибег к более грубому методу — выплеснул актрисе в лицо стакан воды. Брайс в долгу не осталась: Я тоже плеснула ему водой в лицо. Он спросил: «Зачем ты это сделала?» А потом встал и ушёл. Таким оказалось моё знакомство с методом Ларса фон Триера, но кончилось это не тем, что я ушла в свою комнату и разревелась. Нет, я была в каком-то смысле восхищена. «Мандерлей» (2005) — вторая часть незавершённой трилогии фон Триера «США — страна возможностей». Съёмки картины, по меркам фильмографии датчанина, были не самыми сложными в эмоциональном плане: с Брайс Даллас Ховард, например, режиссёр в итоге нашёл общий язык. Однако трудностей хватало. Так, Джон К. Райли покинул проект из-за того, что на съёмочной площадке был убит осёл. Джеймс Каан наотрез отказался от работы в картине, когда прочёл сценарий — будучи консерватором и патриотом, он посчитал историю слишком антиамериканской (его заменил Уиллем Дефо). Наконец, Николь Кидман, сыгравшая главную героиню в «Догвилле» (первой части трилогии), не смогла вернуться к роли из-за занятости в других проектах — ей на смену и пришла Ховард.
9 ИЮНЯ

Побег в мир иллюзий, жанровые мутанты и песни без музыки: что такое антимюзикл?
В мае свой 25-летний юбилей отмечает «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, а тем временем редакция KNMN решила вспомнить и другие мюзиклы, ломающие привычные каноны жанра. А также разобраться, что же скрывается за термином «антимюзикл»
25 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ

Реванш смерти и креативные убийства в «Пункте назначения: Узы крови»
9 ИЮНЯ

Женитьба по глупости и жизнь по трусости в фильме «Всё, что тебя касается»
9 ИЮНЯ