12 августа в Выборге завершился один из крупнейших фестивалей российского кино «Окно в Европу». Еще при оглашении программ было понятно, что негласным флагманом конкурса станет дебют режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который в отличие от своих конкурентов уже успел получить определенное международное признание, став призером фестиваля в Карловых Варах (главный приз секции «От Востока к Западу»). Прогнозы сбылись — картина собрала практически все ключевые награды выборгского киносмотра, включая «Золотую Ладью» за лучший фильм и специальный приз за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук).
Сюжет фильма незамысловат. Молодой провинциал Витька Чесноков неожиданно узнает, что его папаша-уголовник (Алексей Серебряков), бросивший их семью много лет назад, сейчас сам находится в крайне плачевном состоянии. Полупарализованный, одинокий и нищий, он лежит в своей квартире, мочится под себя и покорно ждет смертного часа. Однако этот час все никак не наступает, а Витьке не терпится завладеть жилищем своего объявившегося родителя. Не тратя времени на угрызения совести, он грузит беспомощного старика в свой красный фургончик, и отправляется в ближайший дом престарелых с вакантными местами. Дальнейшие события расставят по местам взаимоотношения между отцом и сыном и внесут кардинальные изменения в их планы на будущее.
Как отметил на церемонии закрытия президент фестиваля Армен Медведев, несмотря на «страшные имена и жуткие обстоятельства», в «Витьке Чесноке» есть самое главное — магия кино, которая заставляет проникнуться к героям искренней симпатией. Также фильму не откажешь в стиле, юморе и драйве, ставящих его практически в один ряд с ранними работами Дэнни Бойла и Гая Ричи. Единственное, что пока не хватает колоритному роуд-муви — дистрибьютора, который решился бы выпустить его в российский кинопрокат.
Еще одним достойным открытием «Окна в Европу» можно назвать Петра Тодоровского. Продолжатель известной кинодинастии представил в Выборге свою первую режиссерскую работу — романтическую комедию «Лавстори», которая была удостоена приза президента фестиваля. По жанру его фильм также можно отнести к роуд-муви, но только картинка тут уже вполне гламурная и благополучная.
Главный герой, актер по образованию и призванию, никак не может обрести себя в профессии. В ожидании ролей он зарабатывает на жизнь в качестве водителя лимузина. Однажды ему поступает нетривиальный заказ — отвезти клиента из Москвы в Сочи. К его ужасу, пассажиром оказывается его бывшая, с которой они не виделись около 10 лет. Как оказалось, за это время когда-то трепетная девочка успела превратиться в жеманную и циничную фифу, живущую за счет богатых мужчин. Общение между героями сначала не очень клеится, но постепенно — согласно правилам жанра — лед между ними тает и подзабытые чувства вспыхивают с новой силой.
В оригинальности или излишней глубине «Лавстори» точно нельзя обвинить, но с другой стороны, Тодоровскому удалось сделать качественную жанровую историю, что для современного отечественного кинематографа — уже редкая удача. Одно из главных достоинств фильма — актерский дуэт Александра Петрова и Вильмы Кутавичюте («Восьмерка»), между которыми действительно возникает то, что называется «химия». И, если для «звездного» Петрова эта работа — «одна из», то для прекрасной, харизматичной Кутавичюте — вполне может оказаться путевкой в большое кино.
Учитывая, что 8 из 11 конкурсных работ были сняты начинающими постановщиками, приз в категории «Лучший дебют», который получила драма «Лес», можно приравнивать практически к Гран-при. Вероятно, в данном случае жюри оказалось под впечатлением от поистине шекспировских страстей, творящихся в картине Романа Жигалова. Ее события разворачиваются в отдаленной деревушке. Отец и сын питают нежные чувства к молодой замужней соседке Катерине. Сама «роковуха» отдает предпочтение юному поклоннику, которому свидания приходится совмещать с уроками в школе. Их идиллия задевает отвергнутого ухажера, а у того и так нервы на пределе — местные авторитеты планомерно пытаются отобрать его лесопилку. Как говорится, чем дальше в лес — тем больше дров. Страсти накаляются — семьи рушатся, судьбы ломаются, кровь льется обильно.
По словам Жигалова, про создание картины можно было бы снять самостоятельную драму. Работа над проектом началась еще пять лет назад, однако ее пришлось заморозить на определенное время после того, как из него вышли продюсеры вместе с частью бюджета, полученного от Министерства культуры. В итоге Роману Жигалову пришлось по второму разу искать финансирование и самому заниматься продюсированием. Судя по реакции критиков и жюри «Окна в Европу», все было не напрасно.
Среди наиболее цельных работ конкурса можно выделить социальную драму «Ничей» Евгения Татарова («Экспириенс») про подростка, оставшегося сиротой после смерти матери. Мальчика отправляют в интернат, откуда его вызволяет родная тетка — одинокая женщина за 50, живущая в глухом региональном городишке. Тетку он практически не знает и жить с ней не хочет, мечтая, что его возьмет к себе старший брат — как только того выпустят из тюрьмы. Пока же ребенку приходится привыкать к чужому городу, терпеть предвзятое отношение к себе со стороны учителей, стычки с одноклассниками и пьяных подруг своей опекунши. Вечно актуальная тема ненужных детей в данном случае решена без излишней «чернухи», но психологически убедительно и пронзительно. И немалая доля заслуги в этом принадлежит 13-летнему актеру Олегу Чугунову, который за свою работу был удостоен приза как лучший исполнитель главной роли.
Получившая награду за визуально-музыкальное решение биографическая драма «Хармс» Ивана Болотникова рассказывает о зрелых годах гениального советского поэта вплоть до его трагической кончины. вВ обратном случае, история будет выглядеть несколько сумбурно — здесь нет линейного повествования, нет объяснений тем или иным событиям и поступкам. Режиссер выносит на суд зрителей не историческую летопись, а скорее колоритную иллюстрацию к ней.
Отдельного упоминания заслуживают картины «Цензор» и «Добрый вечер», отвечающие в конкурсе за экспериментальный кинематограф, к которому, надо признать, выборгский зритель оказался не совсем готов — с показов обеих лент из зала сбегали толпами.
«Цензор» Константина Шелепова рассказывает о мире будущего, в котором компьютерные игры достигнут такого уровня визуализации, что будут неотличимы от реальной жизни. Агрессия, творящаяся в них, заставят правительство организовать спецподразделение «Отдел Ц», цель которого — выявлять игры, в которых градус жестокости переходит все допустимые рамки. Зрителям, далеким от геймерской тусовки, смотреть это действо, длящееся к тому же дольше двух часов, невыносимо — на экране все это время нескончаемым потоком идут сценарии различных шутеров с обилием насилия и крови. А вот для игроманов «Цензор», возможно, станет настоящим подарком — фильмов с такой степенью погружения в «виртуальную реальность» в отечественном кино, пожалуй, еще не было.
В свою очередь, «Добрый вечер» режиссера Федора Константиновича представляет собой черно-белую концептуальную конструкцию из четырех частей, которую разыгрывают четыре актера. По сюжету в придорожном подмосковном мотеле одновременно оказываются монашка, проститутка, бандит и писатель, между которыми завязываются непростые взаимоотношения. Вся же шутка этого кино заключается в том, что в каждой части фильма разыгрывается один и тот же эпизод, но только актеры меняются ролями друг с другом, раз за разом примеряя на себя то рясу, то неглиже, то прикид гопника с окраины, то шмотки столичного мажора. Затейливая идея оказывается чересчур сложной для восприятия — условность перевешивает содержание — и осилить картину целиком смогли лишь законченные синефилы.
Как Витька Чеснок покорил Выборг
«Киномания» посетила один из крупнейших национальных киносмотров и составила список наиболее интересных участников конкурса.
15 АВГУСТА 2017

Далее по теме

Сайфай дня. Дэнни Бойл сообщил, что «Пекло» задумывалось как первая часть трилогии
Работа над сайфаем «Пекло» стоила Дэнни Бойлу титанических усилий: больше года он работал вместе с Алексом Гарлендом над сценарием (35 драфтов!), ещё год был потрачен на препродакшен, три месяца ушло на съёмки и, наконец, целый год продолжался постпродакшен. И в результате — кассовый провал ($38,9 млн мировых сборов при $40-миллионном бюджете). Бойл так вымотался, что зарёкся снимать фантастику. Однако теперь, спустя 18 лет после выхода «Пекла» на экраны, режиссёр смотрит на него иначе. Своими впечатлениями он поделился в интервью сайту Collider: Мне правда нравится этот фильм. Я вижу отдельные моменты и думаю: «Ух ты! Неужели это я снял?» И отвечаю сам себе: «Да, это ты!» Моя дочь его смотрела несколько лет назад. Я в это время был на кухне, но заглядывал, видел кое-какие отрывки и думал: «О, ну это довольно хорошо». Бойл также признался, что у него были куда более масштабные планы на эту историю, подтвердив, что «Пекло» должно было стать первой частью трилогии: Изначально Алекс написал ещё две части. Это должна была быть трилогия. Трилогия о планетах. И все истории, первая и ещё две, были связаны с Солнцем. У Алекса, что интересно, есть этот природный инстинкт рассказчика, который подталкивает его к тому, чтобы сочинять продолжающиеся, расширяющиеся истории. Вот почему «28 лет спустя» в итоге стал трилогией. В результате «Пекло», поначалу катастрофически недооценённое, со временем стало культовым и регулярно попадает в топы лучших фантастических фильмов как XXI века, так и всех времён.
10 ИЮНЯ

Шекспировские страсти и кровавые разборки в «Гангстерленде» Гая Ричи
Первый сезон сериала про столкновение двух криминальных семей в Лондоне, снятый мастером гангстерских комедий, подошёл к концу. KNMN изучает как его плюсы, так и минусы, и выносит вердикт
3 ИЮНЯ

Анонс дня. Звезда «Джека Ричера» Алан Ритчсон сыграет главную роль в новом проекте Джерри Брукхаймера
Мегапродюсер Джерри Брукхаймер затеял очередное крупнобюджетное приключение вместе со студией Skydance. Главную роль в экшене «Fortune» исполнит звезда сериала «Джек Ричер» Алан Ритчсон, который также возьмёт на себя продюсерские обязанности. Сценарий на основе собственного рассказа напишут авторы «Minecraft в кино» Нил Уайденер и Гэвин Джеймс. Детали сюжета держатся в секрете, но известно, что речь пойдёт о поисках ценного артефакта, а инсайдеры описывают историю как гибрид «Мементо» и «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега». Можно не сомневаться, что нас ждёт заряженное экшеном масштабное приключение с экзотическими локациями. Брукхаймер не первый раз сотрудничает с Ритчсоном: в прошлом году он спродюсировал «Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи — хитом проката $60-миллионный комедийный военный боевик не стал, заработав во всём мире $29,8 млн. И если в «Министерстве…» Ритчсон был лишь участником актёрского ансамбля (верховодил там Генри Кавилл), то в «Fotrune» он возглавит каст.
23 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ, 14:04

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ

Реванш смерти и креативные убийства в «Пункте назначения: Узы крови»
9 ИЮНЯ

Женитьба по глупости и жизнь по трусости в фильме «Всё, что тебя касается»
9 ИЮНЯ