Когда в 1981 году французская газета Le Figaro назвала Жоржа Делерю «Моцартом кинематографа», она была не так уж далека от истины. За свою эпическую карьеру этот плодовитый француз написал музыку к более чем 350 фильмам и телесериалам, наполняя пышной чувствительностью артхаусные киноработы, а голливудским кинопостановкам придавал утончённую элегантность. Среди его почестей — награды «Оскар», «Эмми», три «Сезара» и орден Искусств и литературы от французского правительства.
Его музыка продолжает звучать с экранов и по сей день, несмотря на тот факт, что за пределами киноманского круга его имя малоизвестно, а сам Делерю скончался в 1992 году. Двукратный обладатель «Оскара» Александр Деспла откровенно обязан многим Делерю и признаёт это, помещая в саундтрек мультфильма «Бесподобный мистер Фокс» Уэса Андерсона его работы рядом со своими оригинальными произведениями через 17 лет после смерти Делерю. Многие другие фильмы, включая «Милая Фрэнсис», также посмертно использовали работы кинокомпозитора.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Три крупных продюсера ждали от Годара мейнстримового хита с убедительным сюжетом и такими крупными звёздами, как Брижит Бардо, Джек Пэланс, Мишель Пикколи и Фриц Ланг. Однако Годар на стадии монтажа картины «Презрение» был в дурном настроении и чувствовал, что студии выкручивают ему руки. Не посоветовавшись с продюсерами и композитором Делерю, Годар добавил на постпродакшене в саундтрек фильма примерно двадцать тем, которые он сам записал на магнитофон в студии во время записи оркестра. И сообщил об этом Делерю уже постфактум, на предпоказе готового фильма. Делерю был удивлён таким количеством музыки в фильме и опасался, что критики его заклюют за избыточность.
Одна из музыкальных тем, наиболее часто повторяющихся в фильме — насыщенная плавными арпеджо в духе Баха «Тема Камиллы». Начинает она звучать, когда в самом начале обнаженная героиня Бриджит Бардо лежит на животе и спрашивает мужа, красивые ли у нее ноги, потом лодыжки, потом колени, и так вплоть до ушей. Однако яркая эротическая окраска при следующих повторах темы пропадает. По мере распада отношений эта фигура из повторяющихся шести нот несёт в себе ощущение ревности, предательства, утраты и других угрюмых чувств, которые испытывают влюблённые в финале своего союза. Если на горизонте замаячил развод, включайте тему из «Презрения» Делерю — но желательно это делать в лазурных пейзажах острова Капри. Это очень хорошо понимал и Мартин Скорсезе, позаимствовавший простую в своей строгости гармонию Делерю для своего «Казино» (1995) — чтобы показать рассыпающийся брак героев Роберта Де Ниро и Шэрон Стоун, Скорсезе включил «Тему Камиллы» пять раз. А японец Рюити Сакамото, тоже кое-что соображавший в саундтреках, два года назад внёс «Тему Камиллы» в плейлист для своих похорон.
Видео 2
Жорж Делерю («Жюль и Джим») — «Catrherine et Jim»
Трюффо был недоволен музыкой к своему первому фильму «400 ударов», написанной Жаном Константином, и искал другого композитора. Он познакомился с Делерю и предложил тому написать музыку к фильму «Стреляйте в пианиста» с Шарлем Азнавуром. Выходец из провинциальной рабочей семьи, Делерю проникся историей якобы скромного пианиста Шарли, зарабатывающего на жизнь игрой в баре, и реконструировал джазовые пассажи Азнавура по ритму движений его плеч в кадре.
С этого началось долгое сотрудничество Трюффо и Делерю, снявших совместно десять фильмов. Творческим пиком этого тандема стал «Жюль и Джим». Эта история о любовном треугольнике вызвала серьёзный фурор во время выхода, а сейчас имеет канонический статус — которого бы вряд ли достигла без музыки Делерю, так же легко переключающейся между богато оркестрованным канканами и внушающими тревогу вальсами, как и настроения его персонажей. Трюффо сразу распознал значимость музыки Делерю и приложил немало усилий, чтобы разместить её в фильме — в том числе переписав голос закадрового рассказчика Мишеля Сюбора.
Эта вещь затем звучала и в изысканной итальянской саге «Лучшие из молодых» 2003 года, украсив горько-сладкую сцену воссоединения двух братьев-идеалистов. Сам Делерю говорил о музыке для «Жюле и Джима» так: «Во времена новой волны существовало две школы. Была тенденция делать музыку к фильмам, предельно соответствующую образам и действиям, и другая, которая, напротив, поощряла большую отстраненность, большую дистанцию от изображения. Я предпочел пойти по второму пути, стремясь найти стиль, который был бы контрапунктом к изображению». Теперь понятно, что делать в нестабильный момент, когда слишком драматичная ситуация угрожает и без того переполненным зрительским сердцам — включайте Жоржа Делерю.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Трюффо был недоволен музыкой к своему первому фильму «400 ударов», написанной Жаном Константином, и искал другого композитора. Он познакомился с Делерю и предложил тому написать музыку к фильму «Стреляйте в пианиста» с Шарлем Азнавуром. Выходец из провинциальной рабочей семьи, Делерю проникся историей якобы скромного пианиста Шарли, зарабатывающего на жизнь игрой в баре, и реконструировал джазовые пассажи Азнавура по ритму движений его плеч в кадре.
С этого началось долгое сотрудничество Трюффо и Делерю, снявших совместно десять фильмов. Творческим пиком этого тандема стал «Жюль и Джим». Эта история о любовном треугольнике вызвала серьёзный фурор во время выхода, а сейчас имеет канонический статус — которого бы вряд ли достигла без музыки Делерю, так же легко переключающейся между богато оркестрованным канканами и внушающими тревогу вальсами, как и настроения его персонажей. Трюффо сразу распознал значимость музыки Делерю и приложил немало усилий, чтобы разместить её в фильме — в том числе переписав голос закадрового рассказчика Мишеля Сюбора.
Эта вещь затем звучала и в изысканной итальянской саге «Лучшие из молодых» 2003 года, украсив горько-сладкую сцену воссоединения двух братьев-идеалистов. Сам Делерю говорил о музыке для «Жюле и Джима» так: «Во времена новой волны существовало две школы. Была тенденция делать музыку к фильмам, предельно соответствующую образам и действиям, и другая, которая, напротив, поощряла большую отстраненность, большую дистанцию от изображения. Я предпочел пойти по второму пути, стремясь найти стиль, который был бы контрапунктом к изображению». Теперь понятно, что делать в нестабильный момент, когда слишком драматичная ситуация угрожает и без того переполненным зрительским сердцам — включайте Жоржа Делерю.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Британец Кен Расселл был настолько впечатлён лиричностью сцены велосипедной прогулки троих людей по сельской местности в «Жюле и Джиме», что посвятил в 1965 году Делерю полусатирическую-полуэкспериментальную документалку Бибиси «Не стреляйте в композитора», обыграв название другого фильма Трюффо (в ней Делерю помимо всего прочего сочиняет музыкальное сопровождение для хирургической операции на сердце). А потом позвал его писать музыку для своей экранизации Д.Г. Лоуренса «Влюблённые женщины». Расселл, сделавший себе имя на телевизионных биографиях таких композиторов позднего романтизма, как Делиус, Элгар и Дебюсси, прекрасно понимал важность музыки для его фильма.
Злополучная вечеринка у озера в конце лета оборачивается для «потерянного поколения» 1920-х смертью и разочарованием, и мрачнеющий тон фильма мастерски передаёт музыка Делерю. Сцену борьбы нагишом героев Оливера Рида и Алана Бейтса под фугу Делерю многие называют лучшими в творчестве как самого Делерю, так и самого Кена Расселла. А мы посмотрим танец-историю в стиле русского балета (недаром Рассел снимал телефильм об Айседоре Дункан), незапланированно переходящий в модный в те времена разнузданный регтайм. В большинстве своих фильмов тяготевший к лаконичности Делерю предпочитал создавать небольшое количество тщательно отобранных повторяющихся мелодий — и его партитура к более чем двухчасовым «Влюблённым женщинам» длится всего 35 минут.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Соблазнившись голливудскими бюджетами, в 1983 году Делерю переехал в Лос-Анджелес, а за год до своей смерти получил гражданство США. Проживая в Калифорнии, он написал музыку для множества студийных фильмов, как отдельные темы, так и полноценные партитуры. Самым интересным его соавтором в этот период стал Оливер Стоун, с которым он снял фильмы «Сальвадор» и «Взвод» (оба 1986 года).
Стоун рассказывал в документальном фильме «Жорж Делерю: Музыка для кино», что для музыкального сопровождения «Сальвадора» он хотел получить ощущение «агитпропа», схожее с его любимыми работами французской новой волны. Поэтому он обратился к первоисточнику и не ошибся — Делерю подготовил для него мощную и пугающую чехарду резких духовых и напряжённых пауз, из которых в конец концов выливается отчаянная мелодическая партия. Стоун сравнил её с пронзительной темой Бернарда Херрманна из «Психо» Альфреда Хичкока — и это сравнение крайне уместно.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Нельзя обойти вниманием работу, за которую Делерю получил свой «Оскар» — милая романтическая комедия «Маленький романс» Джорджа Роя Хилла 1979 года, в которой обходительный пожилой мошенник в исполнении Лоуренса Оливье рассказывает юной американке (Дайан Лейн) и её французскому бойфренду, что их любовь будет длиться вечно, если поцеловаться, проплывая в гондоле под мостом Вздохов в Венеции во время заката. Подражая концертам Вивальди, Делерю насытил прелестные мелодии мандолинами, струнными пассажами и энергичными духовыми, оставаясь верным европейскому духу, но избегая слащавости, в которую неизбежно скатились бы многие из его коллег.
Умевший мастерски варьироваться между противоположными жанрами и настроениями, француз очень хорошо понимал, какие ноты надо добавить к образам на экране — за это свойство его и ценили самые разные режиссёры. А нотами его голова была всегда наполнена, вплоть до того момента, когда у композитора отказало сердце — в тот момент он заканчивал запись очередной партитуры. Тем не менее музыка Делерю в новых фильмах продолжает звучать.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.